История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Подгруппа сосудов для воды

26.12.2011 г.

Подгруппа сосудов для воды состоит из 4 категорий: чаши-пань, кувшины-и, чайники-хэ и тазы-цзянь.

Чаши-пань — мисковидные сосуды (но значительно больших размеров, чем столовая посуда), снабженные, как правило, высоким цилиндрическим основанием усеченно-конического профиля и двумя боковыми направленными кверху ручками-«ушками». Они предназначались для омовения рук перед этикетно-ритуальными церемониями и во время пиршественных трапез.

Кувшины-и — сосуды, имеющие характерный корпус ладьевидной формы, четыре ножки и дугообразную ручку, прикрепленную к тыльной части корпуса. Они предназначались для омовения рук, а потому обычно составляют комплект с чашами-пань.

Чайники-хэ — сосуды, обладающие заметным внешним сходством с современными чайниками: округлый корпус, переходящий в три полых ножки и снабженный носиком, боковой ручкой и крышкой. В своих ранних конструктивных вариантах чайники вообще состояли фактически из трех сосковидных полых ножек, это доказывает, что они произошли от керамических форм юго-восточного и восточного регионов неолитического Китая. Хэ могли использоваться как для омовения рук, так и для разбавления вина водой, входя тем самым в набор пиршественной утвари.

Тазы-цзянь — тоже мисковидные, но еще более массивные (высота до 30 см, диаметр устья до 60 см), чем чаши, сосуды, снабженные четырьмя боковыми ручками, состоящими из дугообразной петли и продетого в нее кольца. Эти тазы использовались, во-первых, для омовения тела; во-вторых, для хранения льда и охлажденных пищевых припасов, оказываясь тем самым прапрадедушкой современных холодильников. И наконец, наполненные водой, они служили большими зеркалами. Не менее примечательна их орнаментация: на внутренней поверхности стенок отливались рельефные изображения черепах, рыбок, водоплавающих птиц и фантастических существ, связанных с водной стихией. Сам по себе такой художественный прием является рудиментом неолитического орнаментально-графического искусства (росписи по внутренней поверхности тарелок-пань). Но теперь он приобрел новый эстетический смысл: если таз наполнить водой, то создается эффект естественного водоема с резвящимися в нем живыми существами.

Художественное решение тазов (оно использовалось и для чаш-пань) наглядно иллюстрирует уровень развития иньского орнаментального искусства. Однако оно далеко не исчерпывает собой все богатство его изобразительных приемов и средств.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Подгруппа сосудов для воды   © ArtofEast.ru All rights reserved.