История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Раннеиньский и позднеиньский периоды

25.12.2011 г.

В древних книгах о Шан-Инь рассказывается следующее: родоначальником иньского правящего дома был сын совершенномудрого государя Гаосиня по имени Се, которому Шунем (или Юем) было даровано удельное владение в местности Шан, находившейся, по предположениям исследователей, в восточной части Хэнани (на территории современного уезда Шанцю). Основателем иньского государства считается очередной шанский правитель — Чэн-тан (У-тан), возглавивший политическую и военную оппозицию последнему сяскому царю — тирану Цзе. Взяв штурмом столицу Ся, Чэн-тан утвердил собственный правящий режим со столицей в городе Бо. После благополучного царствования самого Чэн-тана и восьми поколений его потомков иньский правящий дом оказался в кризисном положении. Пытаясь его исправить, правители переносили столицы из одного места в другое — 5 раз на протяжении 163 лет, но это не помогало.

Наконец к власти пришел 19-й иньский царь Пань-гэн. Пробыв на троне около полувека — с 1300 по 1251 г. до н. э., он сумел восстановить и упрочить былое могущество своего государства. А его первым деянием стало учреждение новой столицы — уже упоминавшегося ранее города Инь, — который в отличие от всех прежних столичных городов располагался не в прибрежной зоне Хуанхэ, а к северу от нее и на весьма значительном удалении от раннеиньской метрополии. Этому событию в китайской историологии исходно придавалось настолько принципиальное значение, что оно послужило основанием для разделения иньской эпохи на два самостоятельных периода — Ранняя Инъ (или Шан) и Поздняя Инъ (или собственно Инь).

Приведенная периодизация используется и в современной науке с дополнительным определением раннеиньского периода как «додинастического», а позднеиньского — как «династического», что призвано подчеркнуть эволюцию иньской государственности и верховной власти. Своего наивысшего расцвета иньское государство достигло при 21-м царе, племяннике Пань-гэна — Удине (1250-1192 гг. до н. э.). А погибло оно, по уверениям древних текстов, вновь по вине царя-тирана — Чжоу-синя (Ди-синь, 1075-1046 гг. до н. э.).

Знакомство европейской науки с иньской эпохой состоялось в 1928 г., когда вблизи от современного города Аньяна в северной части Хэнани были обнаружены остатки городища, сразу же единодушно отождествленного учеными с позднеиньской столицей. С тех пор в окрестностях Аньяна почти непрерывно велись (они продолжают проводиться и по сей день)33 масштабные поисковые работы, в результате которых были собраны богатейшие археологические материалы, позволяющие восстановить все основные сферы хозяйственной, историко-политической и духовной жизни позднеиньского общества, тогда как для раннеиньского периода все еще остается немало неясных или спорных моментов.

Поэтому в научной литературе весьма распространена точка зрения, что история иньского государства на самом деле начинается лишь с позднеиньского периода, а в предшествующие ему столетия на территории Китая существовали всего лишь отдельные общности, в лучшем случае отмеченные начальными признаками государственности. На этот раз более убедительной по многим причинам представляется традиционная версия возникновения Шан-Инь, и мы будем рассматривать раннеиньский и позднеиньский периоды как относящиеся к единой исторической эпохе.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Раннеиньский и позднеиньский периоды   © ArtofEast.ru All rights reserved.