История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Различные изделия эрлитоуского комплекса

24.12.2011 г.

Эрлитоуские бронзовые украшения сводятся к подвескам (14 х 10 см), инкрустированным по внешней поверхности бирюзой. Инкрустация выполнена в технике мозаичного панно и воспроизводит фигуру лежащего зверя или, по другим трактовкам, зооморфно-фантазийную личину. Главной морфологической особенностью этих изображений является наличие подчеркнуто выделенных круглых глаза  (глазных яблок), что придает им некоторое сходство с образами «чудовищ» и «демонов» на лянчжуских и луншаньских нефритах. Использование бирюзы в качестве инкрустационного материала тоже заставляет нас вспомнить о художественном творчестве восточного и юго-восточного регионов неолитического Китая (кольца из слоновой кости и шпилька с бирюзовыми вставками). Бирюзовые мозаичные инкрустации широко употреблялись и в иньском декоративно-прикладном искусстве для отделки оружия (рукояток охотничьих и ритуально-церемониальных ножей) и сосудов. Причем они исполнялись по той же, что и эрлитоуские подвески, технологии: бирюза вставлялась в заранее предусмотренные для этого при отливке изделия пазы и прикреплялась к металлу с помощью цементоподобного вещества серовато-белого цвета.

Среди эрлитоуских нефритовых изделий мы видим многие из знакомых нам по неолитическим нефритам категорий изделий — диски-би с перфорированными краями (специфическая разновидность лянчжуских би), скипетры-гуй, которые дополнились предметами (высотой до 54-58 см), отождествляемыми со скипетрами-чжан из «шести нефритов». Еще одна категория — жезловидные предметы, наподобие рукояток (кит. бин), выглядят отдаленными аналогами лянчжуских шилоподобных жезлов. Но, частично совпадая с неолитическими нефритами по своему репертуару, эрлитоуские изделия откровенно уступают им в сложности форм и художественного оформления. Как будто у местных мастеров о неолитическом камнерезном искусстве сохранились только отрывочные, смутные воспоминания. Как и в случае с лянчжускими нефритами, в эрлитоуских нефритовых изделиях исследователи усматривают одно из главных свидетельств существования в рассматриваемой общности института верховной власти. А комплекс Эрлитоу был, по их мнению, столицей данной общности. Примечательно, что в двух верхних стратиграфических слоях комплекса, которые восходят к концу XVII в. до н. э., нефритовые изделия больше не встречаются. Их исчезновение подсказывает, что в определенный момент эрлитоуский комплекс утратил свои столичные функции. И указанная дата совпадает со временем возникновения Шан-Инь.

На сегодня открыто более сотни эрлитоуских памятников, расположенных на всей территории Хэнань и прилегающих к ней частях Шэньси, Шаньси, Хэбэй и Хубэй, — таковы были, видимо, границы владений Эрлитоу. Эти памятники, во-первых, доказывают, родство данной общности не только с хэнаньским вариантом Луншань, но и с предшествовавшими ему местными неолитическими культурами. Например — комплексы Дахэцунъ (1972-1975 гг.) и Юаньцюй (1984 г.), находящиеся соответственно в 6 км к востоку от Чжэнчжоу (или в 70 км от Яныпи) и на южной окраине Шаньси, нижние стратиграфические слои которых образованы поселениями, относящимися к центрально-яншаоской культуре Мяодигоу. Во-вторых, они свидетельствуют о культурно-хозяйственном и даже, возможно, административно-политическом единстве Эрлитоу. Во всех поселениях, протянувшихся от восточной части Шэньси до крайней восточной части Хэнани (т. е. по линии протяженностью в 700 км с лишним), присутствуют одинаковые по категориям и формам керамические сосуды.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Различные изделия эрлитоуского комплекса   © ArtofEast.ru All rights reserved.