История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Саньсиндуйское оружие

26.12.2011 г.

И наконец, необходимо хотя бы вкратце рассказать о саньсиндуйском оружии. Оно состоит из предметов, кажущихся на первый взгляд идентичными иньским секирам-юэ и клевцам-гэ. Но это не так. Саньсиндуйские секиры не только отличаются от иньских по форме, но и снабжены лезвием, заточенным с обеих сторон и самое главное ушками, позволявшими насаживать их на древко, тогда как иньские секиры либо вставлялись в расщепленное древко, либо каким-нибудь способом (привязывались, прибивались) прикреплялись к нему, что, естественно, снижало их надежность и рубящую силу. Саньсиндуйские клевцы в отличие от иньских имеют сильно вытянутую форму, зубчатые края и такое же ушко для насадки. Они-то, видимо, и послужили образцами для специфических сычуаньских разновидностей гэ и наконечников для копий, которые, судя по количеству найденных экземпляров, к концу иньской эпохи заняли господствующее место в оружейном деле района Чэнду и продолжали изготавливаться там на всем протяжении чжоуской эпохи. На поверхности наконечников для копий нередко выгравированы графические комбинации (от простейших геометрических фигур до стилизованных зооморфных и зооморфно-фантазийных изображений), которые истолковываются некоторыми исследователями в качестве пиктографов и пиктограмм, принадлежавших местной системе письменности.

Кроме секир и клевцов, в схронах был обнаружен нефритовый меч (длина 28 см), который чуть позже (19891990 гг., окрестности Чэнду) дополнился двумя повторяющими его форму бронзовыми мечами (20,2 и 20,9 см). Сенсационность этих находок объясняется тем, что в центральных регионах Китая мечи появились не ранее VIII-VII вв. до н. э. Принято считать, что они был заимствованы из оружия скифо-кочевнического мира. Причем и в дальнейшем в Сычуани производились мечи, которые пусть незначительно, но все же отличаются от мечей, изготовлявшихся во всех других регионах Древнего Китая.

Состав саньсиндуйского бронзового сплава тоже не совпадает с иньским. Хотя он состоит из тех же основных компонентов — меди, олова и свинца, их процентное содержание иное, чем в иньских сплавах. Для части изделий отмечено также достаточно высокое содержание железа (до 3,42%), никеля (до 1,32%), фосфора (до 2,12%), кремния (до 0,9%) и алюминия (до 0,34%), тогда как такие вещества, как висмут, мышьяк и сурьма, в саньсиндуйской бронзе отсутствуют. Правда, это может объясняться различиями в природном химическом составе местных руд. А вот различия между иньским и саньсиндуйским оружейными сплавами вряд ли были простой случайностью. Если первый из них характеризуется высоким содержанием олова (свыше 26%), то второй состоит в основном из меди (8798,4%). Свинцовые же и оловянные добавки, которые, напомним, придают бронзе мягкость и тягучесть, местными мастерами либо вообще не использовались, либо вводились в сплав в маленьких дозах (соответственно до 1,64 и 7,98%).

То есть и по этому показателю саньсиндуйское оружие превосходило иньское.

Последняя особенность саньсиндуйских артефактов, о которой нельзя не упомянуть, — это использование в них золота. Кроме золотых масок на изваяниях голов, наличествуют еще несколько предметов с золотым покрытием, в том числе деревянный жезл (14,2 см), обшитый листовым золотом с выгравированными на нем антропоморфными личинами и фигурами рыб и хищных птиц.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Саньсиндуйское оружие   © ArtofEast.ru All rights reserved.