История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Символическое значение изображений

26.12.2011 г.

Исходя из факта церемониально-ритуального предназначения иньских бронзовых изделий, большинство исследователей склоняются к точке зрения, что орнаментальные зооморфные изображения обязательно должны были иметь какое-то символическое значение. Чаще всего в них усматривают воплощение жертвенных, тотемных животных или духов. Есть и прямо противоположная версия, согласно которой иньское орнаментальное искусство было начисто лишено семантического смысла и ориентировалось исключительно на эстетические критерии. Хотя очевидно наличие в иньском художественном творчестве развитого эстетического начала, такая версия выглядит маловероятной. Вместе с тем нельзя не признать, что все попытки семантического анализа иньского искусства пока не увенчались успехом, а потому мы не можем окончательно определить ни подлинный смысл его образов и мотивов, ни характер стоящих за ними культурных традиций и реалий.

«Фантазийное» направление сводится к созданию фантазийных и фантастических образов. Под «фантазийными» образами понимаются изображения реальных живых существ, но наделенных теми или иными чертами, которые не совпадают с их естественным обликом. Чаще всего такие изображения создавались путем введения в композицию дополнительных элементов или покрытия поверхности сосуда-скульптуры орнаментом, включающим в себя изображения других персонажей. Иллюстративным образцом этого стилистического направления выступают парные сосуды (кувшины-цзунъ, высота 45,9 см, вес 16,7 кг) Фу-хао. В них воспроизводятся скульптурные изображения фигуры совы, выполненные в целом в реалистической манере. Но в орнаментальную композицию введено множество факультативных деталей и образов, которые придают и самой скульптуре птицы оттенок фантазийности.

«Фантастические» образы — изображения существ, которые не имеют прямых прототипов в живой природе. Такие образы чаще всего создавались посредством сочетания в них элементов внешнего облика различных представителей животного мира. Перед нами проходит целая галерея сосудов-скульптур в виде то «тигро-совы» (одну часть сосуда образует фигура тигра, другую — совы), то «сово-утки», то «крылатого волка» и тому подобных причудливых созданий. Такие сосуды, подобно неолитическому ковшу-шао, обладают и ярко выраженными метаморфическими свойствами. Показанные в них персонажи меняют свой облик при изменении точки зрительного восприятия, буквально на глазах у зрителя: сова, например, превращается в фантастическое существо, которое, в свою очередь, трансформируется в тигра.

Непревзойденным шедевром иньского зооморфно-фантазийного стиля признается кувшин-ю (высота 32,7 см) в виде скульптурной композиции, состоящей из фантастического существа и человека. В образе фантастического существа присутствуют черты и хищных зверей (тигриная морда и пасть, уши какого-то зверя, возможно, медведя), и слона (передние конечности), и змеи (змеиный хвост и стилизованные тела извивающихся змей, входящие в орнаментику поверхности сосуда). Голова человека выполнена в реалистической манере с детальной проработкой всех черт лица, тогда как его фигура только намечена, и ее контуры — человек якобы пытается обхватить тело фантастического существа — сливаются с фоновым орнаментом. В зависимости от точки зрения на сосуд и его освещенности, изображение лица меняется, то приобретая умиротворенный вид, то искажаясь гримасой страха, что предопределило множественность и противоречивость истолкований этого изделия. В одних изданиях оно называется «сосудом в виде чудовища, готовящегося поглотить свою жертву», в других — «сосудом в виде человека, прижимающегося к своему тотему-покровителю».

Серийность изготовления такого типа сосудов указывает на то, что иньское орнаментальное искусство приступило к настойчивому поиску средств создания образов фантастических существ. Однако художественно-морфологическая уникальность каждого конкретного изделия подсказывает, что воспроизведенные в них персонажи еще не имели строгого иконографического смысла и были, скорее всего, порождением творческой фантазии самих мастеров. Несомненной иконографичностью обладают только два типа зооморфно-фантазийных изображений — маски-таотэ и драконы-куй.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Символическое значение изображений   © ArtofEast.ru All rights reserved.