История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Темы, мотивы узоров иньского орнаментального искусства

26.12.2011 г.

История развития иньского орнаментального искусства в том виде, в каком оно предстает перед нами на материале бронзовых изделий, подразделяется на четыре основных этапа, которые в научной литературе принято обозначать как раннеэрлигановский, среднеэрлигановский, позднеэр-лигановский и аньяновский.

С «раннеэрлигановским» этапом соотносится переход от гончарного дела к бронзолитейному производству, когда исполнялись сосуды, бывшие не более чем керамическими формами переведенными в металл и лишенными орнаментации.

«Среднеэрлигановский» этап ознаменовался расширением репертуара категорий изделий и первыми опытами их художественного оформления. Типичным для него орнаментальным приемом является украшение сосудов легкорельефной полосой, идущей по верхней или центральной части корпуса и заполненной геометрическим орнаментом. Остальная поверхность сосуда либо оставалась гладкой (что характерно для столовой посуды), либо же частично или полностью покрывалась «гвоздевидным» узором, состоящим из равномерно расположенных круглых выпуклостей, которые, и в самом деле, похожи на шляпки вбитых гвоздей.

На «позднеэрлигановском» этапе рельефный орнамент, пока еще состоявший преимущественно из простейших геометрических узоров, начал постепенно распространяться на большую часть поверхности изделий. Параллельно наметилась тенденция к самостоятельному художественному оформлению вспомогательных деталей сосудов и к созданию околоручечных горельефных композиций, типа маскаронов.

«Аньяновский» этап характеризуется предельной насыщенностью орнаментального пространства геометрическими узорами и фигуративными изображениями, широким использованием высокорельефных фигур и обыгрыванием контраста между ними и фоновым узором, а также максимальным усложнением общей художественно-архитектонической композиции сосудов. Это достигалось за счет пластического оформления вспомогательных деталей и использования дополнительных орнаментально-конструктивных элементов — ажурнолитых полос, которые проходят вдоль боковых граней корпуса и крышки.

Исходя из особенностей построения художественных композиций и соотношения их частей, в аньяновском орнаментальном искусстве выделяются два относительно самостоятельных стилистических варианта, называемых европейскими специалистами стилями «А» и «Б». Первому из них свойственна сплошная орнаментация поверхности изделия с использованием фонового узора и основных фигур. Фоновым узором чаще всего служит «узор грома» (лэйвэнъ), состоящий из мелко проработанных элементов: кругов, меандровидных спиралей и Т-, L- и V-образных, переплетенных между собой линий. В качестве основных фигур используются изображения человеческого лица, голов животных (могут быть выполнены и в горельефе) и зооморфно-фантазийные личины. Вся художественная композиция строится строго по вертикальной оси поверхности, на которой и располагаются основные фигуры, с учетом принципа зеркальной симметрии. Стиль «Б», вступивший в силу уже в самом конце Поздней Инь, отличается использованием орнамента, состоящего из повторяющихся элементов и тяготеющего к горизонтальному, фризовому расположению.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Темы, мотивы узоров иньского орнаментального искусства   © ArtofEast.ru All rights reserved.