История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Царские усыпальницы

25.12.2011 г.

Аньяновское кладбище состоит из нескольких сотен захоронений знати и девяти царских усыпальниц — по числу позднеиньских государей. Одна из них — предназначавшаяся, видимо, для последнего иньского царя, — так и осталась незавершенной.

Анъяновские царские усыпальницыЦарские усыпальницы представляют собой внушительные архитектурно-инженерные сооружения, имеющие единую планировку и конструкцию. Они состоят из погребальной камеры, находящейся на глубине более 10 метров  от земной поверхности, и четырех ведущих к ней подземных галерей-проходов, которые ориентированы строго по частям света. Южный проход, как правило, длиннее трех остальных. Самая величественная усыпальница (предположительно царя У-дина) имеет погребальную камеру, размером 105,6 м2 (17,9 м с севера на юг и 5,9 м с запада на восток) и расположенную на 12-метровой глубине. Во всех царских усыпальницах стены погребальных камер были сделаны из утрамбованной глины и облицованы деревянными панелями, украшенными, судя по уцелевшим фрагментам, инкрустациями и росписями. К сожалению, по этим фрагментам невозможно установить, были ли такие росписи орнаментального или живописного характера. В любом случае понятно, что при Поздней Инь китайская похоронная обрядность претерпела качественные изменения по сравнению с эрлигановским периодом, и начала формироваться традиция погребального изобразительного искусства.

Царские усыпальницы и многие захоронения знати содержат в себе останки погребенных людей разного пола и возраста в количестве от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Например, в усыпальнице У-дина было найдено 400 скелетов. Останки обычно расположены возле погребальной камеры (по четырем частям света от нее) и в проходах. В некоторых случаях черепа помещены отдельно от костяков и могут образовывать подобие групповых композиций. В той же усыпальнице царя У-дина находились 59 обезглавленных костяков, лежавших группами в 11 рядов. Еще 73 черепа, разделенные на 27 групп, располагались вдоль проходов. До сих пор неясно, были ли сопогребенные люди собственно жертвами или же они должны были стать свитскими и слугами усопшего в загробном мире. Кроме останков людей нередко присутствуют и скелеты собак, которые могли равно наделяться функциями проводников или стражей усопших в загробном мире, или охранников могил. Все эти находки однозначно указывают на развитость иньских анимистических представлений. А перечисленные особенности аньяновской похоронной обрядности оказали, как мы увидим далее, определяющее влияние на будущее погребальное изобразительное искусство.

Подавляющее большинство вскрытых царских усыпальниц и захоронений знати оказались разграбленными или поврежденными, поэтому число обнаруженных в них артефактов относительно невелико. На сегодня известно только одно аньяновское захоронение с полным погребальным инвентарем: усыпальница Фу-хао (такое имя отлито на нескольких находившихся в ней бронзовых сосудах) — второй супруги царя У-дина (из 64 жен и наложниц)35. Имя Фу-хао несколько раз встречается и в позднеиньских письменных текстах, из которых следует, что она была яркой и незаурядной личностью, игравшей заметную роль в современной ей политической жизни страны. Ей, в частности, доверялось проведение обрядов, подготовка армии и даже руководство боевыми действиями. Эта многогранность личности Фу-хао как бы подчеркивается составом ее погребального  инвентаря, куда в дополнение к универсальным для позднеиньской похоронной обрядности изделиям вошли специфические женские предметы, прежде всего украшения, и оружие. Помимо такого состава погребального инвентаря усыпальница Фу-хао уникальна и по ряду других деталей. Во-первых, она расположена вне общего кладбища и недалеко от города — в его северо-восточных окрестностях. Во-вторых, над ней возвышалась особая постройка, служившая, видимо, своего рода надгробным памятником или поминальным храмом. В результате усыпальница Фу-хао является первым образцом китайского захоронения, имеющим надземную часть и, следовательно, отдаленным архитектурным прототипом надземных ансамблей, впоследствии ставших обязательным элементом композиции царских усыпальниц. Подземная часть усыпальницы Фу-хао оказалась на удивление скромной: всего лишь небольшая по площади земляная яма (5,6 м с севера на юг и 4 м с востока на запад), уходящая, правда, вглубь на 7,5 м. Тело покоилось в двух вставленных один в другой деревянных гробах (3 х 1,3 и 5 х 3,4 м), верхний из которых имел лаковое покрытие. Еще в могиле находились скелеты 16 человек и 4 собак, которые были расположены по четырем частям света вокруг гроба.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Царские усыпальницы   © ArtofEast.ru All rights reserved.