История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Организация государства на Древнем Востоке

01.07.2010 г.

В действительности на Древнем Востоке существовали разнообразные формы организации государства: и монархии, как у хеттов, где власть царя ограничивалась советом знати, и олигархии, как, например, в Тире, и т. д. Однако при всех существующих конкретных различиях общества Древнего Востока оставались типологически в основных своих чертах едиными. Это были раннерабовладельческие общества, где основной формой экономики было натуральное хозяйство и связанная с ним патриархальная форма эксплуатации труда рабов. Последние еще считались членами патриархальной семьи. Разумеется, на более поздних этапах развития появляется и соответствующая им более прогрессивная форма производства — товарная, — как это было, например, в Вавилоне.

Таким образом, нет принципиального различия между патриархальным рабством стран Древнего Востока и античным, это различные стадии развития одной социально-экономической формации. Характерна для Древнего Востока и эксплуатация оторванных от средств производства, подобно рабам, различных прослоек людей, формально считавшихся свободными, а также свободных непосредственных производителей, организованных в общины, сохранившихся еще от времен первобытнообщинного строя, но уже в большей или меньшей степени трансформированных и нередко утративших свою экономическую и юридическую независимость. Общинники, хотя формально и считались свободными, эксплуатировались наряду с рабами, на положении которых они находились, как это, очевидно, было в Египте, хотя о существовании там общин за отсутствием источников мы можем только догадываться. Отличие древневосточных обществ от античных в значительной степени заключается в том, что они были более застойными, консервативными в своем развитии и дольше и прочнее сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и свойственную ему идеологию, которая прежде всего, как это было обычно в древности, проявлялась в религии, в частности в длительном бытовании магических представлений и магической обрядности. Вся культура древневосточных обществ была теснейшим образом связана с религией, и искусство прежде всего обслуживало потребности религии. Архитектура, скульптура и живопись были подчинены установленным религией канонам. А так как религия по самой сущности своей консервативна, то искусство на протяжении долгих столетий оставалось во многих странах (лучше всего это видно на примере Египта) в основных своих проявлениях почти неизменным. Искусство стран Древнего Востока объединяет ряд общих черт. Это прежде всего стремление к реализму при сохранении условности, плоскостности изображений, ограничение красочной гаммы, как правило, лишь локальными тонами, неумение передавать светотень и перспективу и неразрывная связь с культом.

Естественно, что возникнувшие на Ближнем Востоке прежде других в долинах Нила, Тигра и Евфрата две первые великие цивилизации древности с их раньше сложившейся культурой и оформившимся искусством не могли не оказать влияния на окружавшие их страны. Здесь появляются и самые ранние монументальные сооружения - пирамиды и зиккураты храмы и дворцы, колонны и обелиски, портретные статуи и росписи. Отсюда они распространяются на Закавказье и Иран, Малую Азию и Сирию, Аравию и Африку, приспосабливаясь к местным условиям и смешиваясь с местными формами, в результате чего возникает новый, нередко синкретический стиль, как это было, например, в Куше или в Аксуме.

Последнее обновление ( 30.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Древнего Востока arrow Организация государства на Древнем Востоке   © ArtofEast.ru All rights reserved.