История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Влияние других стран на мероитское скусство

01.07.2010 г.

Рельефы, покрывающие стены погребальных «часовен» при пирамидах или стены сравнительно немногих раскопанных до сих пор храмов «острова Мероэ» в стилистическом отношении не однородны. Наряду с изображениями - более ранними, - выполненными в чисто египетской манере, распространяются начиная с III века и особенно с I века до н. э. образы и по художественному восприятию и по характеру воспроизведения несомненно восходящие к местному, «африканскому», субстрату, как, например, многоголовые и многорукие божества - таков отнюдь не свойственный египетскому искусству представленный анфас трехголовый и четверорукий Апедемак — образ явно местного происхождения, хотя возникший, очевидно, под известным влиянием Египта, где иногда, хотя и редко, боги представлялись с несколькими головами.

Нет никаких оснований усматривать здесь воздействие Индии, как это делают некоторые исследователи. Но проникновение веяний, шедших из эллинистических стран и из Рима, отрицать ни в коем случае не приходится. Наиболее ярко оно сказалось в архитектуре и в меньшей степени в скульптуре. В так называемой «римской бане» в Мероэ обнаружена статуя полулежащего мужчины, весьма напоминающая подобные этрусские изображения, а мужская и женские статуи из дворца  и свободной позой и моделировкой резко отступают от всех требований египетско-мероитского канона. Если для своих гробниц и гробниц своих близких цари Напатско-Мероитского царства в подражание египетским фараонам избрали форму пирамиды, правда значительно уменьшив ее размеры и изменив пропорции, а храмы первоначально воздвигали по образцу египетских, то со временем они при их строительстве допускали ряд отступлений под влиянием шедших из античного мира веяний.

Таким образом в Куше вырабатывается свой собственный стиль, далеко не чуждый декоративности и чувства формы. Пример тому - исследованный и восстановленный учеными из ГДР комплекс, посвященный богу войны Апедемаку в Мусавварат эс-Суфра, который был, очевидно, местом паломничества и включал окруженные оградой храмы, дворцы, террасы, переходы и т. д. Платформа, на которой воздвигнут главный храм, напоминает платформу храма солнца в Мероэ. В Египте подобные сооружения не возводились, но мы знаем, что они нередко служили основанием святилищ в Греции и Риме. Центральный храм был опоясан колоннадой из 26 колонн, украшенных перед главным входом рельефами, а базы некоторых из них были выполнены в виде фигур львов и слонов. Его построили, видимо, в I веке н. э.

Другой храм - «львиный» — воздвигнут, скорее всего, царем Арнекамани (235-211 гг. до н. э.). В так называемом «Римском киоске» храма Нагаа капители колонн, напоминающие коринфские, и круглые арки, выполненные, несомненно, под влиянием римской архитектуры, сочетаются с чисто египетскими наличниками, что отнюдь не влияет на целостность художественного впечатления, более того оно придает этому сооружению известное своеобразие.

Последнее обновление ( 30.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Древнего Востока arrow Влияние других стран на мероитское скусство   © ArtofEast.ru All rights reserved.