История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Воздействие монументального искусства

01.07.2010 г.

Но не только памятники прикладного искусства цивилизации Древнего Востока давали импульсы творчеству соседних народов. Существеннее было воздействие искусства монументального. Так, например, воспринятые греками каноны египетской скульптуры оказали значительное влияние на становление их архаической пластики: фронтальность, постановка фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, плотно прилегающие к торсу руки с сжатыми в к улак кистями, сочетание портретности с идеализацией и обобщением облика изображаемых лиц.

В Беотии в VI—V веках в погребениях появляются фигурки слуг и служанок, выполняющих всевозможную домашнюю работу, подобные тем, что находят в египетских гробницах. Правда, вопрос о непосредственном влиянии должен быть из-за некоторого разрыва во времени оставлен пока открытым. Общепризнано, что представленная на знаменитой греческой чаше Аркесилая (ок. 560 г. до н. э.) сцена восходит к рисункам «Книги мертвых», изображающим взвешивание души усопшего на заупокойном суде. Лотос и папирус были излюбленными мотивами орнамента, а римские художники с увлечением и знанием натуры изображали нильские ландшафты на фресках и мозаиках. Достаточно вспомнить мозаику из Пренесте или фрески, украшавшие стены богатых домов в Помпеях. В Риме, у ворот, выходящих к дороге на Остию, над могилой Цветя (ок. 12 г. до н. э.) возведена пирамида. Другая римская пирамида находится на Ватиканском холме. Египетский стиль в Риме был низведен до своеобразного сочетания искаженных египетских форм с античными.

Присущие древнеегипетской скульптуре соотношения игнорировались. В скульптуре и рельефе стремились передать только характерные для египетской пластики положения тела. Значительное число изготовленных в Италии памятников — архитектурных деталей, обелисков, статуй богов, царей, зооморфных изображений - доказывает, что художественное творчество Древнего Египта было далеко не безразлично даже избалованным искусством Греции римлянам. В древности и в средневековье влияние искусства стран Древнего Востока воспринималось в какой-то степени стихийно, подсознательно и нередко было связано с воздействием восточных культов, распространившихся в эллинистических монархиях и особенно в Римской империи. В новое время, начиная со второй половины XVIII в., увлечение им и стремление подражать ему становится вполне сознательным. В первую очередь это касается Египта, куда путешественники из Европы попали раньше, где множество впечатляющих, величественных памятников прошлого сохранилось на поверхности и где раньше начались археологические раскопки. Но дело было не только в этом. В основе, конечно, лежит пробуждение интереса к странам Востока вообще. Решающий сдвиг намечается в первые десятилетия XIX века, после египетского похода Наполеона 1798-1799 годов. Политические события, с ним связанные, и особенно собранные и изданные сопровождавшими его учеными памятники Древнего Египта, в частности знаменитый Розеттский камень — стела с двуязычной (греческой и египетской) надписью, позволившей найти ключ к загадкам иероглифического письма, - все это привлекло к искусству Древнего Египта интерес самых широких кругов.

И в Европе и в Америке в архитектуре, скульптуре, живописи и прикладном искусстве появляются многочисленные подражания египетскому стилю (достаточно напомнить об «египетском ампире»). В Египет одна за другой снаряжаются археологические экспедиции, начиная с экспедиции 1828 года, возглавленной Ф. Шампольоном. И он, а вслед за ним И. Розеллини и особенно Р. Лепсиус зарисовали на месте множество памятников, скопировали бесчисленное количество текстов и вывезли в Европу бесценные памятники искусства, заложившие основу собрания египетских древностей музеев Парижа и Берлина. Их работу продолжил О. Мариэтт, положивший начало планомерным и систематическим раскопкам в долине Нила. Им был открыт Серапеум, захоронение священных быков Аписов, храмы Рамсеса II и Сети I в Абидосе и ряд других важнейших памятников. С 80-х годов минувшего века на протяжении более пятидесяти лет особенно успешно работал в Египте английский археолог Флиндерс Петри, открывший миру удивительное по жизненности искусство Амарны — столицы царя-«еретика» Эхнатона(Аменхотепа1\0. Учеником Петри был Г. Картер, прославивший себя в 1922 году находкой гробницы Тутанхамона - подлинной сокровищницы художественных шедевров. Великолепную коллекцию собрал русский ученый B. C. Голенищев. Ныне она составляет лучшую часть египетского отдела Государственного Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ).

Последнее обновление ( 30.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Древнего Востока arrow Воздействие монументального искусства   © ArtofEast.ru All rights reserved.