История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Возникновение мероитского искусства

01.07.2010 г.

Со временем в результате ослабления контактов между обеими странами влияние Египта постепенно сглаживалось, вместе с тем усиливалось воздействие туземных традиций. В начале III века до н. э., после того как столица еще в VI веке до н. э. была перенесена на юг, за 5 порог, в Мероэ, возникает новый стиль, новое искусство — мероитское. В основе, однако, оно оставалось зависимым от художественных принципов и мотивов египетского искусства, которые были преобразованы применительно к местному восприятию. Это сказалось не только в иконографии, но и в приемах воспроизведения образов мероитского пантеона.

По сравнению с Египтом до нас дошло относительно небольшое количество произведений круглой пластики, но они все же позволяют определить характерные черты, присущие творчеству местных мастеров. Прежде всего, это огромные, достигающие 7 м высоты статуи царей, открытые в каменоломнях Томбоса (выше 3 порога Нила) и на острове Арго. При всем техническом мастерстве создавших их ваятелей им присуща известная перегруженность, массивность форм, скованность движений, что наглядно проявляется, например, в статуе, видимо, изображавшей какого-то царя и находившейся некогда у входа в храм Исиды в Мероэ, или в статуе царя, очевидно Натакамани (конец I века до н. э. - начало I века н. э.). Застывшая на его устах улыбка несколько напоминает греческих архаических куросов. Вместе с тем в деталях, в частности в орнаментации, сказывается воздействие искусства эллинизма.

Так, корону Натакамани окружает веночек из листьев. Та же перегруженность и тяжеловесность при сохранении свойственной египетским рельефам линейной композиции и религиозных идей, присуща и рельефам мероитских храмов, особенно при изображении женских фигур. Что касается сюжетов этих рельефов, то они почти ничем не отличаются от египетских: восседающий на троне царь, охраняемый богами, большей частью Исидой, принимает изъявления почтения членов своей семьи и сановников, львиноголовый бог Апедемак, возглавляющий процессию богов, преподносит царю священные символы и т. п. Что касается богов, как местных, так и египетских, составлявших большинство, то сохраняя в основном предписанный египетским религиозным каноном облик, они в некоторых случаях приобретают новые атрибуты и формы. Например, уже упомянутый Апедемак, глава мероитского пантеона, изображался в образе льва, или человека с головой льва, или львиноголовой змеи, что никогда не встречается в Египте, равно как и изображения слона или лягушки, также не свойственные иконографии последнего.

Последнее обновление ( 30.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Древнего Востока arrow Возникновение мероитского искусства   © ArtofEast.ru All rights reserved.