Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Индийская миниатюра

20.04.2011 г.

индийская миниатюраВ Индии более всераспространенным видом изобразительного искусства в XVI-XVIII вв. была маленькая живопись. Отлично известна школа индийской миниатюры, сложившаяся при дворе Величавых Моголов. Художественный язык данной школы выработался процессе взаимовлияния живописи Ирана, Средней Азии, Европы. В ос­нову его легли индийские живописные традиции. Важную роль в сложении могольской школы индийской миниатюры сыграла придворная мастерская, существовавшая при библиотеке шахов уже во вто­рой половине XVI в. Тут создавались произведения, изображаю­щие настоящие действия, и - что чрезвычайно типично для могольской миниатюры - не только лишь прославлявшие доблесть шаха, да и от­ражающие ежедневную придворную жизнь.

Расцвет могольской школы индийской миниатюры совпадает с течением времени пра­вления Джахангира (1605-1627), который был знатоком живо­писи, покровительствовал живописцам. К его двору приезжали профессиональные мастера не только лишь из разных областей Индии, да и из остальных государств. Более броским явлением в индийской миниатюре сих пор было развитие портретного жанра, а именно - многофигурного портрета. Более увлекательна группа многофигурных портретов - изображений дворцовых приемов (дарбаров). Но ежели в много­фигурных портретах начала XVII в. живописцы кропотливо фикси­руют вид модели, то в 30-х гг. изображения людей уже обоб­щены, время от времени идеализированы. В многофигурных композици­ях времени правления Шах-Джахана (1627-1656) подчерки­вается величие шаха, придворные же выступают только в виде наряженной толпы.

В сценах дворцовых приемов этого пери­ода основное внимание уделяется пышноватой придворной обстановке: убранству интерьеров, блеску шикарных одежд, драгоценностей. Типично также, что сцены из жизни двора представлены на фоне утонченных памятников зодчества, наиболее определенных, чем изображенные там люди. Во 2-ой половине XVII в. верно выступает противоречивый ха­рактер развития могольской школы живописи. Вместе с неким понижением художественного уровня индийской миниатюры, наблюдается предстоящее развитие прогрессивных тенденций в живописи: поэти­зация образов, чувственная насыщенность произведений, точ­ность в передаче бытовых реалий, пейзажа, архитектуры.

Сначала XVIII в. придворная могольская школа миниатюры пере­живает подъем, потому что этому содействует обстановка при дво­ре в правление Мухаммад-Шаха (1719-1739), прозванного Рангила (любитель развлечений). Существенно усиливается про­цесс кристаллизации и отбора более успешных приемов, ста­новящихся достоянием почти всех школ живописи в разных цент­рах Индии, а смягчение противоречий меж мусульманами и индусами приводит к возникновению произведений, отвечающих вку­сам людей различных исповеданий. Традиции деканской школы индийской миниатюры уходят корнями в глубо­кую древность. Условно нареченная территориальном признаку, эта школа сформировалась в том регионе, где находятся пещерные храмы Аджанты. Настенные росписи храмов, более поздние из которых датируются VII в., стоят в ряду высших достижений миро­вого искусства. Они оказали воздействие на развитие живописи не только лишь в Индии, да и за ее пределами. В Декане индийская миниатюра получила наибольшее развитие при отли­чавшихся неописуемой пышностью дворах султанов Биджапура и Голконды. Биджапурским индийским миниатюрам конца XVI в. присущи выразительность и декоративность, употребление золота, голубых, оранжевых и желтовато-розовых тонов; фигуры людей различаются удлиненными пропорциями.

Соответствующей индивидуальностью является внимание к пейзажу, при этом любимым приемом было включе­ние в композицию, нередко на фронтальном плане, больших цветов - цветков, маков. Произведения биджапурских живописцев часто служили образ­цом, которому следовали живописцы остальных направлений. Особенный стиль индийской миниатюры сложился в Голконде, примыкающем с Биджапуром мусульманском государстве, достигшем расцвета в конце XVI в. В XVII в. в живописи Голконды существенное место занимают сцены из жизни двора, изображения правителей. По трудности композиционных решений и красочности живопись Голконды близ­ка биджапурской, ей, но, в большей степени присуща тенден­ция к использованию контрастных сочетаний цветов, в особенности белоснежного и голубого.

Со времени завоевания Голконды войсками Мо­голов в конце XVII в. придворная школа индийской миниатюры в этом султанате, по-видимому, прекращает собственное существование. Жи­вописцы начинают трудиться на широкий рынок, время от времени для евро­пейских негоциантов. На большинстве голкондских миниатюр изо­бражены исторические персонажи, но это не портреты, а классические образы. Палитра красок этих миниатюр резкая, колоритная, отвечающая неприхотливому вкусу покупателей. Маленькая живопись Декана в связи с непрерывными междоусобицами сначала XVIII в. приходит в упадок. История развития индийской миниатюры свидетельствует о высочайшем уровне искусства Индии в XVI-XVIII вв.

Обширное распространение ми­ниатюрной живописи, перевоплощение миниатюры из книжной иллю­страции в самостоятельное произведение, обилие школ и направлений отразили напряженную, полную поисков художествен­ную жизнь Индии тех пор. В Индии и остальных странах Востока сложился обычай собирать миниатюры в альбомы - так именуемые муракка. Один из таковых нарядно оформленных муракка, имеющий условное заглавие «Дорн-489», хранится в отделе рукописей в Гос Общественной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленин­граде. Большая часть публикуемых миниатюр взяты из этого альбома. Не считая того, тут репродуцируется ряд миниатюр альбома, происходящего из собрания графа Сухтелена, в 1783 г. перешед­шего на службу в русскую армию из голландских войск. Галерея индийских миниатюр. Свежайшие анонсы в фото со всего мира.

 
« Пред.
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.