Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Пещерные и скальные храмы Индии

20.04.2011 г.
аджантаАрхитектура Индии – это необыкновенное по масштабам искусство. Архитектура Старой Индии представлена таковыми эталонами прекрасного зодчества, как скальные и пещерные храмы. Храмы, высеченные в цельной горной породе, более интенсивно сооружались, начиная с IV в. н. э. – в эру Гуптов. Всего в Индии наиболее 1000 рукотворных храмов, посреди которых особо выделяются: храмовый комплекс в Аджанте, пещеры Эллоры и скальные храмы острова Элефанта.

В Аджанте храмы высечены в утесе в форме полукруга и сначала поражают трудно расписанными стенками, потолками и колоннами. Практически эти буддистские храмы чуть ли не единственный монумент стенописи эры Гуптов. Хотя эти фрески не изобилуют красками, но их сочетания, неописуемо переданный ритм сюжетных композиций, оставляют в душе необыкновенно гармонические эмоции. Может быть, двухтысячелетние краски сохранились благодаря способу их нанесения? эллораПоначалу поверхность покрывалась пластом из консистенции глины, навоза и растительных волокн, позже илом; дальше делался рисунок будущей картины и расписывался природными пигментами; завершающий шаг – закрепление клеевым веществом.

Увлекательным является метод сохранения и бережной реставрации 30 старых пещер: во-1-х, в пещерах поддерживается определенная температура, во-2-х, в щели на стенках впрыскивается укрепляющий раствор. Сами фрески и статуи не трогают, сохраняя их таковыми, какие они есть.

Комплекс пещер делится на молитвенные залы (чайтьи) и монашеские общежития (вихары). Посреди VII в. н. э. пещеры были покинуты монахами из-за популяризации индуизма в противовес буддизму. Так, сокрытые бурной индийской растительностью, пещеры были позабыты и открыты вновь только сначала XIX века группой британцев.

Структура пещер около деревни Эллора (34 пещеры) высечена в цельной базальтовой породе и посвящена буддизму, индуизму и джайнизму. Всякая статуя и архитектурное сооружение этих пещер – единое целое, как будто индийские мастера просто удалили из горы всю лишнюю породу! 

Джайнистские пещеры различаются практически ювелирным исполнениемхрамы аджанты деталей. Самой увлекательной статуей индуистских храмов – жилья Шивы – является иллюстрация мифа о попытке беса Равана опрокинуть гору Кайлас, на которой находятся Шива и Парвати, его супруга. Предположительно при устройстве этих храмов из горы было удалено около 200 тыс. тонн породы. Буддистская пещера состоит из 3-х этажей и вмещает в себя колоссальных размеров фигуру Будды на троне.

Город пещер острова Элефанта (ранее - Гхарапаури) стопроцентно посвящен богу Шиве, являясь его «домом». Статуи демонстрируют различные образы Шивы, в том числе и Шиву Трехликого, символизирующего изготовление, охрану, разрушение. Храмы очень пострадали во время португальской экспансии, когда бойцы стреляли по статуям. Неописуемым кажется тот факт, что эти и почти все остальные храмовые комплексы возведены руками человека. Поражает уровень пространственного мышления, строительного видения и мастерства воплощения загаданного.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.