Ахеменидское царство рухнуло под ударами македонской фаланги Александра. Судьба империи была реше на уже в битве при Гаугамелах 1 октября 331 года до н. э. Весной 330 года Александр сжег ападану Персеполя. Хотя ему понадобилось еще несколько лет для того, чтобы окончательно подчинить Иран, пожар самого известного в империи дворца-храма явился символом падения великой державы. Однако при Гаугамелах греки сражались против греков — ударные части последнего ахеменидского царя Дария III состояли из греческих наемников. К ультурное единство этих двух миров, внешне так непохожих, внутренне во многом противоположных, было тем не менее достигнуто более чем за столетие до этого. Артаксеркс II ставит в храмах почти по всей стране статуи Анахиты; древнеиранская богиня уже представляется персам антропоморфной. Ее иконография была, вероятно, заимствована у греческой богини Артемиды, и статуи создавались греческими скульпторами. В развалинах храма у террасы Персеполя на пьедесталах статуй были обнаружены вотивные надписи, в которых Анахита отождествлялась с Артемидой и «царицей Афиной», Митра -с Аполлоном и Гелиосом, Ахура Мазда — с Зевсом. А в Персеполе, городе-храме, был найден великолепный бюст Пенелопы греческой работы середины V века. С другой стороны, ясные следы влияния ахеменидских рельефов ощущаются в рельефах Лидии (V в. до и. э.), саркофагах и каменных капителях (в виде протом двух животных) Сидона, Фасоса, Саламина. К этому следует добавить, что уже при Ксерксе и в Греции (это заметно больше всего в литературе) и в Иране существовала политическая! концепция «единого мира». На базе этой концепции, задолго до завоеваний Александра, начинается сложение нового этапа в искусстве и культуре Ирана - «предэллинизм». После походов Александра, в период создания на всем Востоке эллинистических монархий, начинается новая эпоха в искусстве, эпоха столкновения и последующего синтеза культуры античности с культурой Древнего Востока.
|