История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Дворцы Персеполя

02.07.2010 г.

Дворцы Персеполя по плану - те же, что и в Пасаргадах, и строители используют ту же комбинацию сырцового кирпича и отдельных деталей из камня, украшенных рельефами. Как в Пасаргадах, так и в Персе- поле строители скорее скульпторы, чем архитекторы - этим обусловливается массивность форм. Но в Пасаргадах нет пологих лестниц в несколько маршей, созданных впервые в Персеполе и затем закрепившихся в парадной иранской архитектуре более чем на тысячелетие. В Пасаргадах иные базы колонн, нет колонн с каннелюрами, используется разноцветный (черный и белый) камень. И главное, Персеполь — это единый комплекс, где архитектурные формы и скульптура объединены в одно повествование. Весь комплекс создавался по единому, продуманному до мельчайших деталей, плану. И план этот тоже зеркален, как и рельефы (например, «Ворота всех стран» и «ападана Дария - Ксеркса» повторяются во входных пропилеях и «стоколонном зале» Артаксеркса II).

Здесь не только каждый дворец, но и каждый рельеф имели определенное, связанное с ритуалом место. К монументальному искусству эпохи Ахеменидов относятся и колоссальные скальные гробницы ахеменидских царей. Самый впечатляющий комплекс этих памятников (гробницы Дария, Ксеркса, Артаксеркса II и Дария II) расположен в Накши Рустам, в нескольких километрах от Персеполя. Все они едины по плану — на недоступной высоте, в скале высечены квадратные камеры, в которых когда-то стояли саркофаги. Центр колоссального крестообразного фасада гробницы представляет собой как бы вход в парадный царский дворец -имитацию крыши-портика поддерживают колонны с точно такими же капителями, как и колонны Персеполя или Суз. Наверху, над дверью, помещалась скульптурная композиция, в сущности, повторяющая тронные композиции Персеполя, — на ступенчатом пьедестале изображен владыка, опирающийся на лук, с рукой, протянутой в сторону алтаря огня. Над владыкой «парит» символ Ахура Мазды. В этих памятниках особенно полно проявилась религиозная символика, созданная при Ахеменидах. И здесь снова такая же модель отбора, как и при возникновении индийского искусства. Символом Ахура Мазды был выбран символ верховного бога ассирийцев — Ашшура. При этом даже не потребовалось серьезной иконографической переделки: на позднеассирийских печатях Ашшур тоже изображался в виде фигуры царя между двух распахнутых крыльев, в солнечном диске, а на эламских цилиндрах — почти так же как затем у Ахеменидов — в зубчатой короне. Появившись, видимо, при Дарий, символ Ахрма Мазды не претерпевает затем никаких иконографических изменений.

Порталы дворцов Персеполя и главные сцены на лестницах венчало изображение солнечного диска с крыльями — символа, широко распространенного в Египте, но, вероятно, истолкованного как символ иранского бога Митры. Наконец, и ассирийские шеду, сохранившие многие детали прототипа, но снабженные атрибутами ахеменидских царей, возможно, символизировали зороастрийского Гопатшаха — божество вод и растений.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Ирана эпохи ахеменидов arrow Дворцы Персеполя   © ArtofEast.ru All rights reserved.