История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Рельефы в ахемедидском искусстве

02.07.2010 г.

В Пасаргадах найдены лишь разрозненные обломки рельефов, украшавших стены и дверные проемы дворцов. По составу образов и отчасти по стилю эти рельефы сильнее всего связаны с ассирийским и эламским искусством. Во «дворце аудиенций», например, сохранились нижние части панелей с изображением чудовищ с ногами быков и птиц, бычьими хвостами и жрецов, облаченных в плащи в виде рыб (или «рыболюдей»). Рельефы не только по стилю, но даже по мелким деталям иконографии сходны с ортостатом ниневийского дворца Синаххериба.

Вполне возможно, что это не просто перекличка или работа мастеров той же школы, а желание подчеркнуть преемственность власти. В этом случае перед нами первый пример использования прокламативных изображений сокрушенных Ахеменидами царств с целью возвеличить собственное могущество. Во «дворце-резиденции» остатки скульптурных панелей имеют другие сюжеты. Это, прежде всего, изображения самого Кира (его имя и титул написаны на изображении), а также его вельмож и, возможно, гвардии. В отличие от скульптуры «дворца аудиенций» все это уже очень напоминает более позднюю скульптуру Персеполя. Не исключено, что и скульптурная декорация «дворца-резиденции» и надписи на рельефах, упоминающие имя Кира действительно сделаны позже. Описанные рельефы свидетельствуют об амальгаме разнородных влияний, на основе которых создавалось ахеменидское искусство. Об этом же свидетельствует и архитектура. И действительно, уже упоминалось использование «слепых окон» и архитектурных форм урартских храмов, платформа в «районе цитадели», также повторяющая урартскую архитектурную традицию. К этому нужно добавить несомненно ионийское влияние в конструкции и формах колоннады, мидийские черты в планировке дворцов и ассирийское и эламское воздействие в скульптуре. Здесь вновь тот же сплав разнородных влияний, что и в предшествующую эпоху в искусстве мидян.

Однако с самого начала отбор идет в ином уровне сюжетов и композиций — это всегда памятники, которые являлись прокламативными для сокрушенных Ахеменидами великих государств Древнего Востока. Разнородность влияний и участие в создании искусства эпохи Ахеменидов многих народов подчеркивается и надписями, в особенности надписью Дария о возведении дворца в Сузах, где упоминаются каменотесы ионяне и мидийцы, торевты мидяне и египтяне, керамисты вавилоняне. Те же разноплеменные мастера и «в текстах крепостной стены» из Персеполя — египетские и мидийские торевты. ионийцы-каменотесы, кузнецы, плотники, ювелиры из Ликии, Фракии, Вавилонии, Ассирии. И вместе с тем ахеменидское искусство - совсем не сумма заимствований, ибо все эти заимствования и цитаты быстро теряют свои первоначальные качества. Детали того или иного образа — все или почти все известны из искусства предшествующих эпох и разных стран, сам же образ является специфически ахеменидским. Этот феномен отчасти объясняется особым характером ахеменидского искусства.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Ирана эпохи ахеменидов arrow Рельефы в ахемедидском искусстве   © ArtofEast.ru All rights reserved.