История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Создание Персеполя

02.07.2010 г.

Самый выдающийся памятник эпохи Ахеменидов, Персеполь, начал создаваться около 520 года до н. э. В его строительстве ежегодно участвовало не менее трех тысяч человек, в том числе сотни военнопленных. Комплекс был возведен на высокой (более 12 м) искусственной платформе. Каменные детали сделаны из великолепного светлого песчаника. Весь этот ансамбль был воздвигнут с единственной целью: весной, в день празднования иранского Нового года (Ноуруза), ежегодно или, может, даже один раз в жизни каждого царя — при его торжественной коронации -в этот город-храм собирались вельможи государства, гвардия и представители разных народов, чтобы во главе с царем и его двором совершить торжественные ритуалы. Р. М. Гиршман, изучив этот комплекс, восстановил все этапы этих обрядов.

Поднявшись по парадной каменной лестнице на платформу, кортеж проходил через здание-храм, которое называлось «Ворота всех стран». При входе в здание высились огромные, более 10 м, человекобыки Затем вся процессия подходила к подножию так называемой ападаны Дария — Ксеркса». Кортеж поднимался на террасу дворца по лестнице с двумя маршами, которую также украшали рельефы. К первому маршу знать и придворные подходили с двух сторон, и слева они видели изображенной на рельефах армию «царя царей».

В трех регистрах шли абсолютно одинаковые, сделанные как бы по трафарету, солдаты эламских полков с копьями, луками и колчанами, персидские «бессмертные» с копьями и щитами, мидийцы с короткими мечами-акинаками и луками. За эламской гвардией в верхнем регистре изображены воины, которые несут царский трон, ведут царских коней и царские колесницы. Справа на рельефах показано шествие народов, которые входили в империю Ахеменидов. Главу каждой группы ведет вельможа в парадном персидском платье с высокой тиарой, возможно сатрап — глава провинции, назначавшийся только из числа персов знатного рода. «Народы» изображены приблизительно в том же порядке, в котором перечисляются царства, входившие в империю, в официальных ахеменидских надписях. Здесь мидийцы со своими знаменитыми «нисийскими» конями, несущие золотые вазы, кубки и гривны, эламитяне с прирученными львицами и золотыми кинжалами, негры с окапи, вавилоняне с быками, армяне с конями, вазами и Ритонами, арабы с верблюдами и Другие народы.

Центральную часть лестницы ападаны занимает большая строительная надпись с крылатым солнечным диском над ней и фигурами воинов - персов и мидян — по сторонам. По бокам панно изображены одинаковые символические сцены — нападение льва на быка (древневосточный символ равноденствия). Рельефами украшены и другие дворцы, расположенные на террасе Персеполя: Дарий на парадном троне, за которым стоит его сын и наследник Ксеркс, жрецы-маги с культовыми предметами в руках, сцена торжественного приема Дарием мидийского сатрапа, наконец, сцены борьбы царя с крылатыми льво-грифонами со скорпионьими хвостами. К этой богатой изобразительности добавляются протомы различных «чудищ», увенчивавшие колонны, различные символические изображения и т. д. Рельефы имели вставки из бронзы и пасты и были раскрашены в яркие цвета: кое-где сохранились красная, зеленая, синяя и желтая краски.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Ирана эпохи ахеменидов arrow Создание Персеполя   © ArtofEast.ru All rights reserved.