История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Тайны Персеполя

02.07.2010 г.

Раскопки Персеполя ведутся уже много лет, но до сих пор город хранит немало тайн. Установлено, например, что некоторые рельефы снимали с их первоначальных мест и переносили в другие места, иногда нарушая композицию; раскопаны остатки намеренно уничтоженного в эпоху Артаксеркса I дворца, построенного его предшественником; найдены остатки живописи по глиняной штукатурке, возможно, украшавшей стены так называемого «гарема», и т. д.

Персеполь поражает сразу - размерами платформы, высотой колонн, многочисленными рельефами. Но, привыкнув к этому ошеломляющему впечатлению, вскоре начинаешь замечать повторы сцен, трафаретность фигур, каноничность поз и атрибутов. Рельефы Персеполя -это связный рассказ, но совсем не остросюжетный, как, например, ортостаты ассирийских дворцов, — это медленное, назойливо ритмичное, торжественное и пышное шествие сотен персидских и мидийских солдат, сотен вельмож, чиновников и жрецов, сотен представителей под-властных народов. Все это шествие как бы застыло внезапно, и понятие «последовательность» выражено не отдельными фигурами, но комплексом фигур и сцен.

Мастерство скульпторов доведено до совершенства — немногие дошедшие до нас образцы прикладного искусства эпохи Ахеменидов при сравнении их с изображениями на рельефах показывают предельную точность в мельчайших деталях. На одежде Дария на рельефе западных дверей ападаны, например, гравировкой изображена кайма с процессией львов. Такая же точно кайма, вытканная из шерсти, с точно такими же фигурами львов была найдена в одном из Пазырыкских курганов. Все сцены созданы по одному канону, и лишь очень детальное сравнение позволяет, например, установить, что гвардейцев в ападане изображали по крайней мере восемь различных бригад скульпторов одновременно. Рельефы особенно ярко демонстрируют эту основную черту искусства Ахеменидов - строжайшую канонизацию, доходящую даже до монотонности, стремление к симметрии, к зеркальному повторению одних и тех же сцен.

Каноны, созданные еще при Дарий, не нарушаются почти ни в чем и на более поздних памятниках в Персе-поле, — в сущности, почти невозможно проследить значительную эволюцию. Эти каноны — те же, что и на рельефах, украшающих скальные гробницы персидских царей, и на памятниках торевтики V—IV веков, и даже в глиптике. В Персеполе создается тот «имперский ахеменидский стиль», который впоследствии будет господствовать на всей территории, подвластной Ахеменидам. Но между Пасаргадами и Персеполем эволюция очень заметна, хотя разница во времени невелика - видимо, едва ли больше 20-25 лет.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Ирана эпохи ахеменидов arrow Тайны Персеполя   © ArtofEast.ru All rights reserved.