История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Археологические открытия очагов культуры

24.12.2011 г.

Археологические открытия второй половины XX в., особенно последних двух десятилетий, привели не только к значительному расширению хронологических и географических рамок неолитической эпохи в Китае, но и показали совершенно иной путь генезиса китайской цивилизации. Оказалось, что почти одновременно — в пределах VIII-VII тыс. до н. э. — и практически на всей территории, составляющей географию современного Китая, возникло несколько культурных очагов, которые постепенно (на протяжении VI-IV тыс. до н. э.) трансформировались в субстратные общности. И каждая из этих общностей приняла, как выясняется, прямое или косвенное участие в формировании будущего китайского этнокультурного массива.

Об интенсивности и плодотворности поисковых археологических работ в указанные десятилетия можно судить по следующим фактам: только на территории провинции Хэнань с 1978 по 1999 г. было проведено 2214 раскопок, в ходе которых была обнаружена 21 000 древних погребений. Подобная масштабность полевых работ отражает общий уровень развития современной китайской археологии. В настоящее время в КНР функционируют 50 археологических научно-исследовательских академических институтов и 17 профильных центров в высших учебных заведениях, в которых заняты более 1500 только штатных сотрудников. Выходят более 100 специальных периодических изданий, самыми авторитетными из которых считаются журнал «Культурное наследие» («Вэнъу», «Cultural Relicts), издаваемый с 1950 г. в Пекине (под патронажем Министерства культуры КНР), и журнал «Археология» («Каогу», Пекин, с 1955 г.). Большое число периодических изданий выпускается также на базе провинциальных музеев и местных отделов Министерства культуры, например: «Культурное наследие Северных регионов» («Бэйфан вэнъу», Харбин, с 1925 г., ежеквартально), «Культура Юго-востока» («Дуннань вэнъу», Нанкин, на базе Нанкинского исторического музея, с 1978 г., ежеквартально), «Культура Южного региона» («Наньфан вэнъу», провинции Цзянси, с 1992 г., ежеквартально), «Культура Сычуани» («Сычуань вэнъу», г. Чэнду, с 1984 г., раз в 2 месяца). Одновременно количество научных монографических работ историко-археологического характера резко возросло. Существенные изменения претерпела и сама археология как научная дисциплина. Произошло ее разделение на несколько относительно самостоятельных направлений: астроархеология, зооархеология, этноархеология и т. д. В последние годы все большую популярность среди них приобретает так называемая археология искусства (китайский термин — мэйи каогу) — дисциплинарное направление, сосредоточенное на изучении собственно художественного наследия древности и его эстетической ценности.

Для европейской синологии наиболее авторитетным периодическим изданием по вопросам истории и культуры древнейших периодов истории Китая является ежегодный журнал «Early China», выпускаемый с начала 80-х гг. XX в. международным Обществом изучения раннего Китая (The Society for the Study of Early China).

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство неолитического Китая (VIII—III тыс. до н arrow Археологические открытия очагов культуры   © ArtofEast.ru All rights reserved.