История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Гипотеза происхождения китайской цивилизации

23.12.2011 г.

Первые бесспорные следы неолитического человека в Китае были обнаружены в 1921 г. в ходе раскопок, проводимых под руководством шведского ученого Ю. Андерсона в окрестностях деревни Яншао. Эта деревня находится в регионе среднего течения реки Хуанхэ, в ее правобережной зоне, проходящей по западной окраине современной провинции Хэнанъ. Ее более точные координаты: на территории уезда Мянъчи, приблизительно в 150 км к северо-западу от города Лояна (см. Карту, с. 25). Названный топоним сразу же превратился в научный термин, который вплоть до недавнего времени использовался в специальной и познавательной литературе для обозначения всей эпохи китайского неолита и ее художественного наследия: «эпоха Яншао», «керамика Яншао». В процессе дальнейших археологических работ, проводившихся в 30-50-е гг. XX в. в провинции Хэнань и в прилегающих к ней частях провинции Шэнъси, было обнаружено огромное число неолитических памятников, что на первых порах полностью подтверждало правильность гипотезы моноцентрического происхождения китайской цивилизации — из одного центра, располагавшегося как раз в регионе среднего течения Хуанхэ.

Таких взглядов на возникновение собственной цивилизации придерживались еще древние мыслители (с VI-V вв. до н. э.). А в период становления централизованной имперской государственности (III-И вв. до н. э.) они стали общепринятыми для всей китайской гуманитарии. Дело в том, что для представителей верховной власти и интеллектуальной элиты страны именно они служили неоспоримым доказательством исходного национального единства и, следовательно, неизбежности утверждения централизованной империи. Впоследствии гипотеза моноцентрического происхождения Китая была воспринята и европейским (в самом широком смысле этого термина) китаеведением, хотя точки зрения западных и российских ученых на генезис китайской цивилизации неоднократно изменялись на протяжении второй половины XIX-XX в. Так, в мировом китаеведении второй половины XIX — начала XX в. большой популярностью пользовалась гипотеза возникновения китайской цивилизации в результате переселения предков китайцев на Дальний Восток из других регионов Древнего мира. В том числе высказывалось предположение о генетическом родстве Китая с Древним Египтом.

Попутно заметим, что подобные теории восходят, в конечном счете, к библейскому догмату о происхождении всех народов от сыновей Ноя. Одним из смысловых вариантов данной гипотезы является и версия «западных миграций», согласно которой все важнейшие события на заре истории Китая — овладение земледелием, гончарным делом, а затем и бронзолитейным производством, формирование государственности, появление письменности и т. д. — были результатами культурных диффузий и экспансий. Принципиально важно, что с позиций разбираемой гипотезы Китай видится своего рода этнокультурным монолитом, который возник из совокупности родственных народностей и изначально обладал едиными или тяготеющими к единству духовными традициями.

Неудивительно, что усилия нескольких поколений ученых были направлены на воссоздание гипотетических субстратных величин, лежащих в основании китайской культуры. Тогда как любые проявления региональной специфики — будь то самобытные формы хозяйственной деятельности, локальные верования или этнографические реалии — считались искажениями этих величин, обусловленными местными естественно-географическими и историко-этнологическими факторами, например особенностями ландшафта, степенью удаленности от метрополии, контактами с другими народностями. Сказанное относится и к собственно искусствоведческим исследованиям. В них также предпринималось немало попыток найти или реконструировать некие морфологические и общекультурные универсалии, которые бы позволили объяснить не только стилистическое и жанровое разнообразие китайского искусства, но и постоянно бросающиеся в глаза откровенные противоречия между составляющими его художественными традициями и отдельными феноменами.

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство неолитического Китая (VIII—III тыс. до н arrow Гипотеза происхождения китайской цивилизации   © ArtofEast.ru All rights reserved.