История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Неолитические очаги и общности

24.12.2011 г.

Было бы большим преувеличением говорить, что эти неолитические очаги и общности уже понятны науке во всех своих деталях и нюансах. Напротив, во время непрерывно ведущихся поисковых работ чуть ли не каждый год обнаруживаются новые и нередко сенсационные находки, заставляющие специалистов корректировать, а то и полностью пересматривать еще недавно казавшиеся безошибочными точки зрения. Постоянно изменяются датировки, контуры ареалов и общие классификационные схемы неолитических культур. При написании этих материалов использовались данные, опубликованные в новейших (за 2000-2002 гг.) зарубежных и китайских научных и периодических изданиях, которые во многих случаях отличаются от датировок и классификационно-периодизационных схем, предлагаемых в отечественной китаеведной литературе 1970-1980-х гг. Бурно дискутируются проблемы их возможных истоков, особенности их хозяйственно-культурного облика и характер взаимоотношений друг с другом. Еще более горячие споры вызывает художественное наследие неолитической эпохи, начиная с выяснения тех или иных технологических тонкостей и завершая попытками семантического истолкования конкретных артефактов. И все же общая сетка координат китайского неолита уже, думается, более или менее точно определена, и начинает вырисовываться относительно внятная картина как состояния самой этой эпохи, так и начального этапа формирования китайской цивилизации во всех ее значимых аспектах.

Сегодня на территории Китая выявлено около 30 очаговых культур и общностей, которые группируются учеными, исходя из их местоположения и характера родственных связей, в 6 культурных зон: «центральную», «западную» («северо-западную»), «южную», «юго-восточную», «восточную» и «северо-восточную».

«Центральную» зону (центральное Яншао, собственно Яншао) образуют культуры, общий ареал которых охватывал весь регион бассейна среднего течения Хуанхэ. Это — большая часть территорий современных провинций Хэнань, Шэньси, Шаньси (на севере, до Внутренней Монголии), а также примыкающие к Хэнани северная оконечность провинции Хэбэй, юго-западная и южная окраины провинций Шаньдун и Хубэй. Местными очаговыми культурами в настоящее время считаются: Цышань (6000/5500-5000/ 4500 гг. до н. э.), Пэйлиган (6000-5000/4500 гг. до н. э.) и Дадивань (5850/5200-5400/4500 гг. до н. э.), располагавшиеся соответственно в южной оконечности провинции Хэбэй, в центральной части Хэнани и на юго-восточной окраине провинции Таньсу. В последние годы для культуры Дадивань были открыты памятники, нижние стратиграфические слои которых восходят, по мнению китайских археологов, к 70006000 гг. до н. э. Однако эти материалы пока еще находятся в стадии предварительного изучения и поэтому не нашли отражения в опубликованных периодизационных схемах.

Субстратными общностями «центральной» зоны считаются Баньпо и Мяодигоу (5000-3000 гг. до н. э.). В научной литературе заключительной трети XX в., включая отечественные издания, Банъпо и Мяодигоу датируются соответственно 50003500 и 3000-2000 гг. до н. э. Их первые и наиболее показательные памятники — комплексы Баньпо и Мяодигоу — были открыты еще в 1953 г. Первый из них находится в западном предместье современного города Сиань (пров. Шэньси) и датируется 45003500 гг. до н. э. Второй — в северо-западной окраине Хэнани и восходит к 3200-2300 гг. до н. э.

На сегодня для обеих яншаоских общностей известно уже несколько сотен памятников, некоторые из них считаются их относительно самостоятельными локально-хронологическими вариантами. Для Баньпо важнейшим из таких памятников признается комплекс Бэйшоулин (к западу от Сианя, середина V — начало IV тыс. до н. э.). Для Мяодигоу — комплексы Сиванцунь (юго-западная оконечность Шаньси), Ванванъ (на территории Лояна), Дахэцунъ (на территории г. Чжэнчжоу — административного центра пров. Хэнань). Все они были открыты в 70-90-х гг. прошлого века.

В «западную» зону (западное Яншао, ганьсуское Яншао) входят культуры, располагавшиеся в регионе бассейна верхнего течения Хуанхэ — на большей части провинции Ганьсу и на территории прилегающих к ней северозападных и восточных районов провинций Шэньси и Цинхай.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство неолитического Китая (VIII—III тыс. до н arrow Неолитические очаги и общности   © ArtofEast.ru All rights reserved.