История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Общая география культурных общностей

25.12.2011 г.

Примечательно, что общая география неолитических общностей практически полностью совпадает с границами исконных земель Китая в том виде, в каком они сложились в период утверждения там централизованной имперской государственности. А многие неолитические поселения находились именно в тех местах, где впоследствии возникли важнейшие политические и культурные центры Китая, — например такие города, как Пекин, Шанхай, Нанкин, Сиань и Лоян. Получается, что общие контуры естественно-географического пространства обитания китайцев начали складываться задолго до возникновения китайского этноса и цивилизации как таковых.

культурный,луншань,вариант,восточный,общность,среднего течения,среднего течения хуанхэ

Немалое число неолитических памятников было обнаружено также в крайних юго-западных, южных и юго-восточных районах современного Китая — в южной части Сычуани, в провинциях Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси, Гуандун и Фуцзянъ. Кроме того, некоторые из установленных там культур оказались даже более древними, чем считающиеся собственно китайскими. Таковы, например, культуры Душицзы и Ваоцзыгоу, располагавшиеся соответственно в южных частях провинций Гуандун и Цзянси и датируемые 12 000/10 000-9000 и 8700-7600 гг. до н. э. Не исключено, что они тоже принимали прямое или косвенное участие в формировании южных и юго-восточных общностей. Однако, учитывая, что их изучение еще находится в предварительной стадии, мы воздержимся от более подробного рассмотрения.

Все региональные неолитические культуры, о чем убедительно свидетельствуют археологические материалы, прошли приблизительно равный путь хозяйственно-культурного развития (ведение оседлого образа жизни, занятие земледелием, приручение домашних животных и т. д.). Но решающую роль в событиях заключительного этапа неолитической эпохи сыграла новая для нас общность — Лун-шань. Хотя она была открыта еще в 1928 г., ее подлинные характеристики и место в истории китайской цивилизации стали очевидными науке лишь недавно.

Луншань возникла в начале III тыс, до н. э. в северозападной части провинции Шаньдун, являясь наследницей очаговой культуры Бэйсинь. Затем, всего за два-три столетия, она распространилась по всему Шаньдунскому полуострову, образовав так называемый шаньдунский вариант Луншань (2900/2400-2000/1900 гг. до н. э.), и почти сразу же вышла за его пределы. К концу III тыс. до н. э. она проникла во все районы бассейна среднего течения Хуанхэ, повсюду сменяя собою яншаоские общности. Хотя маловероятно, что распространение Луншань происходило абсолютно мирным путем, есть веские основания полагать, что оно носило характер в большей степени культурной экспансии, чем прямого завоевания. В каждом новом месте, где утверждалась Луншань, возникали ее специфические варианты, в которых ее собственные черты смешивались с местными культурными реалиями. Такими синкретическими культурными образованиями оказываются хэнаньский вариант Луншань (2400-2000 гг. до н. э.), который утвердился в самом центре бассейна среднего течения Хуанхэ; шэньсийский вариант — на территории провинции Шэньси (вплоть до восточных окраин провинции Ганьсу); хэбэйский вариант (или культура Цинлунцюань, 2500-2000 гг. до н. э.) — в северной части провинции Хэбэй. Вне области распространения Луншань остались, как видим, северо-восточные, юго-восточные и на тот момент крайние южные районы Китая. Но, не установив своего прямого присутствия на юго-востоке и юге, Луншань (точнее, ее шаньдунский вариант) поддерживала, судя по всему, давние и активные контакты с местными общностями, в первую очередь с Лянчжу. Это позволило ей унаследовать достижения всех трех — «восточной», «юго-восточной» и «южной» — зон, которые она и принесла с собой в регион Хуанхэ, объединив их с центрально-яншаоскими культурными традициями, которые, видимо, обладали высокой степенью прочности и огромным внутренним потенциалом. Во всяком случае из всех региональных вариантов Луншань наиболее жизнеспособным оказался именно хэнаньский. Так, бассейн среднего течения Хуанхэ постепенно начал превращаться в главную историко-культурную арену Китая. Что же касается хуншаньской общности, то она внешне осталась в стороне от указанных процессов. Такова общая схема культурно-политических событий, завершивших эпоху неолита.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство неолитического Китая (VIII—III тыс. до н arrow Общая география культурных общностей   © ArtofEast.ru All rights reserved.