История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Происхождение восточных региональных культур

25.12.2011 г.

Первоочередной и актуальнейшей проблемой китайского неолита является происхождение его региональных культур. Более или менее точно расовый состав пока что определен только для яншаоских общностей. Установлено, что представители Центрального Яншао относились к восточно-азиатской расе тихоокеанских монголоидов. Но уже для обитателей Ганьсу дополнительно прослеживаются их связи с монголоидами Центральной Азии и Юго-Восточной Сибири. К монголоидному миру, судя по всему, принадлежали и носители культур хуншаньского круга, в чем нетрудно убедиться при виде дошедших до нас образцов их скульптуры. А вот возможные этнокультурные истоки обитателей «южной», «юго-восточной» и «восточной» зон все еще дискутируются в науке. Есть ряд оснований предполагать, что среди них присутствовали представители протоаустронезийской (австралоидной) расы. В новейших исследованиях все настойчивее выдвигается версия, что создатели одних региональных очаговых культур были, скорее всего, потомками местных палеолитических гоминидов, тогда как других — народности, попавшие на территорию Китая откуда-то извне, — в ходе глобальных миграционных процессов, охвативших человечество в мезолите.

Этнокультурная неоднородность неолитического Китая ярче всего проявляется в сфере хозяйственной деятельности. Обитатели всех регионов неолитического Китая были оседлыми земледельцами и занимались в качестве вспомогательных промыслов охотой и рыболовством. Однако в регионе бассейна Хуанхэ выращивали просо, а на юге и юго-востоке — рис. Рисоводство было, видимо, знакомо и носителям восточных и северо-восточных культур. В двадцати с лишним хуншаньских памятниках найдены рисовые зерна и специфические орудия труда. Существует несколько гипотез генезиса и пути распространения рисоводства в Китае. Согласно одной из них, оно появилось на юге, придя, возможно, из Юго-Восточной Азии, и затем последовательно продвигалось в районы нижнего течения Янцзы и на Шаньдунский полуостров. Наивысшего расцвета рисоводство достигло в Лянчжу, где были освоены два сорта риса. Кроме того, местным населением выращивался и ряд других сельскохозяйственных культур, появление которых у китайцев относилось раньше к значительно более поздним историческим эпохам. К IV—III тыс. до н. э. рисоводство достигло и северо-востока, откуда впоследствии попало в Корею и в Японию (в период Дзёмон). Следует пояснить, что вплоть до XIII в. до н. э., когда до Китая дошла волна «малого ледникового периода», на всей его территории, включая район Пекина, царил климат, близкий к субтропическому. Поэтому рис, и в самом деле, мог выращиваться не только в бассейне Янцзы, но и далеко к северо-востоку от Хуанхэ.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство неолитического Китая (VIII—III тыс. до н arrow Происхождение восточных региональных культур   © ArtofEast.ru All rights reserved.