История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Храмовая архитектура

01.07.2010 г.

Храм становился центром города-государства, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позже -исключительно рабы. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV - началу III тыс. до н. э. Основные черты храмовой архитектуры мы имели возможность проследить на ранних образцах культовых построек южного Двуречья, в частности храма из Абу-Шахрайна (древнего Эредуга). Затем эти черты развиваются и совершенствуются. В Двуречье вообще стремились строить на возвышенных местах, что в. какой-то мере предохраняло от частых, временами катастрофических наводнений, поэтому храм стоял на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы.

Святилище храма, обычно прямоугольной, иногда овальной формы, было сдвинуто, как правило, к краю платформы и имело открытый внутренний дворик. В глубине святилища находилась статуя божества, которому и был посвящен храм. До начала III тыс. доступ во все части храма был свободным, но позднее в святилище, равно как и в окружающий святилище дворик, непосвященные не допускались. Главным и почти единственным элементом декора было членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате Двуречья росписи не могли долго сохраняться. Единственный храм раннего времени с росписями, который пока нам известен, — храм в Телль-Укайре: алтарь храма, его внутренние стены и колонны входа были покрыты полихромной росписью (конечно, не фреской — стены просто были раскрашены посуху) с геометрическими узорами и изображениями животных в мягкой красновато-коричневой гамме. Своеобразно и нетипично здание, обнаруженное в Уруке. Как и большинство памятников шумерской архитектуры, оно дошло до нас в развалинах.

Век сырцовой постройки не долог, а глина, точнее, сырцовый кирпич, формованный из нее, часто с примесью рубленой соломы или тростника, был единственным строительным материалом в Двуречье. Деревянными были балки перекрытия и двери, причем привозное дерево ценилось так дорого, что переезжающий из одного дома в другой обычно увозил с собой деревянные части Дома. Здание представляло собой обширный замкнутый двор, обнесенный колоннами и полуколоннами с площадкой-эстрадой на одном конце Двора и ведущими к ней боковыми лестницами. Колонны и полуколонны были украшены трехцветной красно-бело-черной мозаикой: каменные или глиняные конусы раскрашивались и втыкались в сырцовый массив стены, имитируя узор тростникового плетения. Уникальность этой постройки, видимо, связывается с ее общественным назначением - перед нами, по всей видимости, помещение Для народных собраний, что характерно для периода первобытнообщинной демократии (весьма недолгого в истории Двуречья).

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство раннеклассового общества Двуречья. arrow Храмовая архитектура   © ArtofEast.ru All rights reserved.