История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Начало Шумера

01.07.2010 г.

О происхождении самих шумерийцев науке до сих пор известно очень немного, хотя гипотезы выдвигались самые разнообразные. Языков, родственных шумерскому, который по типу принадлежит к агглютинирующим языкам, не обнаружено. Сейчас можно только сказать, что носители шумерского языка уже, по крайней мере в IV тыс. до н. э. оказались в долине Нижнего Двуречья, постепенно ассимилировали более древних жителей этой долины и существовали в Двуречье до конца III тыс. до н. э.

Земля, на которой они поселились, при условии осушения болот и создания системы искусственной ирригации, могла давать баснословные по тем временам урожаи; поэтому, несмотря на крайне неблагоприятные климатические и природные условия (почти полное отсутствие каких-либо полезных ископаемых, равно как леса и камня), на основе общинно-ирригационного сельского хозяйства на юге Двуречья создается классовое общество и государство. В течение первой половины III тыс. Двуречье покрывается целой сетью мелких городов-государств, каждое из которых представляло собой укрепленное поселение с тяготевшей к нему сельскохозяйственной округой. Города эти по большей части находились в состоянии постоянной вражды между собой.

Сами шумерийцы считали колыбелью своей культуры остров Тиль-мУн (нынешние Бахрейнские остроВа в Персидском заливе), а одним Из Древнейших своих городов - Эре-ДУ(г), расположенный на месте впадения Евфрата в Персидский залив, Который, как мы видели, оказался и археологически одним из древнейших центров Нижнего Двуречья. Владыкой и покровителем этого города был Энки — владыка подземных вод и мирового океана (в котором, по представлениям шумерийцев, плавала земля), а также владыка мудрости, судья богов и людей. Следующим крупным пунктом вверх по Евфрату был город Ур, в нем чтили бога луны Нанну. Севернее Ура, в У руке, чтили сраз у трех богов (каждый из них, возможно, первоначально был богом какой-то определенной территориальной общины, позднее сложившихся) - Инанну (или Иннин), олицетворение планеты Венера, богиню плодородия, плотской любви и распри, бога Ана, владыку небосвода, отца Инанны, и ее брата Уту, солнечного бога, который, видимо, был родовым богом одной из правящих династий Урука, а много позднее, уже в послешумерский период, почитался и в городе Ларсе как местный бог. В пригороде Урука, Кулабе, почитали бога-пастуха Думузи, супруга богини Инанны. Главным богом Ниппура, во второй половине IV тыс. до н. э. центра древнейшего племенного союза в Двуречье, считался Энлиль, «владыка-ветер», царь богов и людей, хозяин всего, что находилось на земле. Там же чтили супругу его Нинлиль и сына, бога войны Нину рту. В городе Ла-гаше, на Тигре, почитали Нингирсу, который, как и Нинурта, был богом войны, а позднеес Нинуртой отождествился, а также богинь Бау (или Бабу) и Нанше.

Эти божества, первоначально покровители отдельные общин, в первую очередь, были богами плодородия, ибо обеспечение плодородия было основной задачей каждой общины, о чем в образной форме и рассказывают мифы Древнего Двуречья. Каждому богу-покровителю посвящался центральный храм города, который по мере обветшания достраивался и перестраивался, но почти никогда не переносился на другое место.

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство раннеклассового общества Двуречья. arrow Начало Шумера   © ArtofEast.ru All rights reserved.