История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Памятники аккадского времени

01.07.2010 г.

За исключением глиптики, памятники аккадского времени немногочисленны, археологически разрозненны и часто плохо датируются. Однако они с первого взгляда привлекают внимание новыми чертами, во многом противоречащими прежним шумерским идеологическим установкам, как тематически, так и разработкой формы, композицией, стилем. Для этого достаточно сравнить шумерский и аккадский рельефы. Шумерский рельеф середины III тыс., как правило, представлял собой небольшого размера доску — палетку или плакетку из мягкого камня, сооруженную в честь какого- либо торжественного события: победы над врагом, закладки храма. Иногда такой рельеф сопровождался надписью. Для него, как и в ранний шумерский период, характерно горизонтальное членение плоскости, порегистровый рассказ-повествование, выделение центральных фигур правителей или должностных лиц, причем размер их зависит от степени общественного значения персонажа. Такова и стела правителя города Лагаша Эанатума (2450—2425 гг. до н. э.), сооруженная в честь победы над вражеским городом Уммой. Одну сторону стелы занимает крупное изображение бога Нингирсу, который держит в руках сеть с барахтающимися в ней маленькими фигурками — пленными врагами. На другой стороне — четырехрегистровый рассказ о походе Эанатума.

Сцена начинается с печального события — оплакивания погибших; возможно, первая часть сражения была неблагоприятна для лагашитов. Два последующих регистра показывают царя во главе легковооруженного, а затем — во главе тяжеловооруженного войска, так как логичнее, что бой начинают легковооруженные войска, а после них, в самый решительный момент боя, вступает тяжело вооруженная «фаланга», которая и определяет исход сражения. Верх няя сцена (хуже всего сохранившаяся) - коршуны над опустелым полем битвы, растаскивающие трупы врагов, равно как и изображение Нингирсу с захваченными пленными являются естественным финалом Рассказа.

Все фигуры подчинены плоскости и, видимо, выполнены по единому трафарету: треугольники лиц, горизонтальные ряды копий, сжимаемых в кулаках, причем кулаков гораздо больше, чем лиц; этим остроумным приемом достигается впечатление Массы войска. Ценность такого рода памятников в значительной мере историко-культурная, нежели художественная.

Но вот аккадский памятник на ту же тему, по времени довольно близкий шумерскому, — победная стела аккадского правителя Нарам-Суэна, рассказ о походе аккадского войска в горы Загроса и победе над горным племенем луллубеев. Она так же, как и шумерские памятники, «читается» снизу вверх, но уже не по регистрам. Воины Нарам-Суэна подымаются на горный склон, составляя спиралевидную цепь. На дне пропасти видны тела убитых, несколько фигур изображены падающими вниз. Центр композиции составляет верхний левый угол стелы - фигура царя со знаками его обожествления так же, как и в шумерском рельефе, увеличенная по сравнению с размерами воинов. Перед царем - две фигуры: луллубей, тщетно пытающийся вырвать из горла дротик, который только что метнул царь, и второй - молящий о пощаде. Вся композиция выглядит удивительно динамичной; прекрасно моделированные фигуры пластичны и пропорциональны, очень удачно свободное соотношение пустого и заполненного пространства. И спиралевидное построение композиции и неправильная треугольная форма стелы удачно подчеркивают замысел памятника - показать триумф победителя. Даже выделение главного действующего лица размерами оказывается здесь органичным — сцена как бы выдвигается на первый план. По краям горного склона лепятся деревья и кустарники, таким образом, в композицию снова после Длительного перерыва вводится пейзаж.

Пример этот не единичен: поразительны и стела Шаррукена с ее почти античным ощущением обнаженного тела, и памятники глиптики с их абсолютным чувством композиции и бесконечным разнообразием сюжетов на мифологические и Фольклорные темы (можно смело сказать, что в мир мифа, эпоса, сказки, воплощенный в образах, нас ввели только аккадские резчики), а также отдельные дошедшие до нас портретные скульптурные головы, где достаточно точно передан определенный этнический тип, а в ряде случаев создан обобщенный идеализированный облик мужественного героя-победителя (например, так называемая портретная голова Шаррукена). Все эти памятники представляют нам искусство времени Аккадской династии как новый и очень яркий период истории искусства Двуречья. Несомненно, в нем отразилось общее настроение эпохи, с его относительной свободой от прежних идеологических установок. Правда, появляются и новые идеологические тенденции, которые не замедлят сказаться. Во что они выльются, мы увидим в дальнейшем, на памятниках более позднего времени. Искусство периода династии Аккада оказало ощутимое влияние на все последующее пластическое искусство Двуречья. Умение правильно передавать пропорции человеческого тела, чувство материала, тенденции к передаче индивидуальных черт если не в рамках портрета, то в рамках типажа, свобода и гармоничность композиций — это наследие аккадцев можно обнаружить во многих памятниках послеаккадского периода.

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство раннеклассового общества Двуречья. arrow Памятники аккадского времени   © ArtofEast.ru All rights reserved.