История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Последний шумерский период Двуречья

01.07.2010 г.

Последним шумерским (формально) периодом истории Двуречья было время так называемой III династии Ура (ок. 2112-1997 гг. до н. э.). От него до нас дошли и скульптура, правда не монументальная, как от периода Гудеи, и рельеф, и большое количество памятников глиптики. К этому времени относятся многие прекрасные памятники архитектуры - уже упомянутый зиккурат Ур-Намму, комплекс подземных и наземных усыпальниц-склепов, где покоились представители царствующей династии, и светские постройки.

Лучшие памятники времени III династии Ура можно отнести к шедеврам шумерского искусства - такова небольшая скульптурная женская головка из светлого камня с инкрустированными глазами, выполненная в мягкой и изящной манере, или статуэтки самого Ур-Намму. Хороши и профессионально сделаны и некоторые небольшие терракотовые рельефы.

В целом же памятники этого времени оставляют впечатление однообразия и стереотипности. При виртуозности в овладении материалом (печати, например, вырезаются из более твердого камня — гематита), при высоком техническом умении памятникам позднешумерского искусства не хватает той живости, той внутренней экспрессии и динамичности, которая отличала лучшие работы мастеров Аккадской династии. Многие черты аккадского искусства оказались восприняты лишь формально - чересчур тщательная проработка деталей часто дробит впечатление, безукоризненность исполнения при многократном повторении одного сюжета ведет к безжизненности и сухости. Сцена поклонения божеству или обожествленному царю варьируется с таким постоянством, что, если бы не надписи с разными именами на печатях, они могли бы показаться отштампованными. И действительно, над ними трудились резчики огромных ремесленных мастерских, работавшие! под контролем жречества и царского двора. Собственные творческие возможности мастеров были связаны. Тем самым, в официальном придворном позднешумерском искусстве вырабатывается канон в изображении царствующих особ и антропоморфного облика божества, канон, на создание которого повлияло и аккадское искусство.

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство раннеклассового общества Двуречья. arrow Последний шумерский период Двуречья   © ArtofEast.ru All rights reserved.