«Традиционный Китай» — так предлагается обозначать следующую масштабную историческую фазу, которая продлилась с момента гибели древней империи Хань и до крушения последнего китайского имперского государства — Цин, после чего Китай перешел к республиканской форме правления.
В китайской исторической науке указанные столетия подразделяются на 9 основных исторических эпох, одни из которых соотносятся со временем существования централизованных империй, а другие — с периодами административно-территориальной раздробленности страны. Так как эта периодизация адекватно отражает историко-политическую конкретику и динамику процессов общекультурного ряда, представляется полностью оправданным использовать ее и при рассмотрении истории непосредственно китайского искусства. Мы ограничимся лишь краткой характеристикой историко-культурной ситуации и художественного наследия каждой эпохи, стремясь при этом воссоздать общую логическую линию эволюции китайского искусства и определить его специфические приметы на отдельных исторических этапах. Для этого будут использованы преимущественно произведения погребального искусства, которые до определенного исторического момента составляют основной пласт подлинных артефактов. |