История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Духовная жизнь Тан

26.04.2012 г.

Особенности историко-политической жизни сунского общества, разумеется, не могли не сказаться на его массовом социально-политическом настрое и интеллектуально-творческой деятельности. Жизнерадостность, праздничность и открытость, присущие духовной жизни Тан, сменились ностальгией по прошлому, неуверенностью в завтрашнем дне и тревожными ожиданиями неизбежных грядущих бедствий и испытаний, что привело к обострению общих пессимистических, нигилистических и индивидуалистических настроений. В результате всеобъемлющей приметой интеллектуально-творческой деятельности  сунского времени стала ее сосредоточенность на внутреннем мире человека и глубинном осмыслении природных явлений и реалий.

Постепенно искусство приобретало все более камерный и интимный характер, что сказалось в первую очередь на жанровом составе станковой живописи, превратившейся теперь в первоочередного, наряду с поэзией, выразителя общественных настроений. Резко изменились и художественно-эстетические установки, направленные на отказ от излишней декоративности и красочности произведений. Определяющее место в сунской художественной культуре занял «идеал изысканной простоты», который требовал максимальной лаконичности внешнего плана выражения любого произведения искусства при максимально глубоком смысловом его наполнении. О том, как именно этот идеал реализовывался в художественной практике, мы поговорим при анализе конкретных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сейчас же оговоримся, что он распространялся на все или почти все сферы интеллектуально-творческой деятельности того времени.

Рельефы сунских погребений

Только стремлением людей к замкнутому образу жизни и к поиску опоры в семейном укладе, на наш взгляд, можно объяснить и те изменения, которые произошли в погребальном искусстве, точнее, в композиции и художественном оформлении гробниц. Они теперь обычно состояли из погребальной камеры и длинного ведущего к ней  коридора (вместо системы подземных помещений). Погребальная камера представляла собой округлое в плане строение, завершавшееся высоким куполом, — подобный конструктивный тип, заметим, был абсолютно не свойствен национальному светскому зодчеству. Художественное оформление могло производиться посредством рельефов, стенописей либо с сочетанием пластических и графических способов, но по однотипной схеме. Потолочная часть украшалась или растительным орнаментом, или нейтральными для усопшего сюжетными сценами, например литературные сюжеты или бытовые темы.

Предпотолочная часть имитировала деревянные конструкции, типичные для китайского здания. А по всей поверхности стен шли картины, воспроизводящие, как правило, сугубо семейные сцены: трапезы, совместные посиделки домочадцев, уход за детьми, домашние занятия и т. д. В эти сцены непременно вводились интерьерные детали, предметы мебели, бытовая утварь. Все картины исполнялись в сдержанной цветовой гамме и дышали (что ощущается во всех известных сегодня образцах) чувством покоя и наслаждения семейным уютом. Подобное художественное оформление погребальной камеры сделало погребальную пластику факультативной, которая, в сущности, давно уже передавала такие же сцены. И действительно, она резко сократилась и постепенно исчезла из погребального инвентаря, хотя скульптурные композиции эпизодически помещались в захоронения и в последующие исторические эпохи.

Несмотря на все изменения массового социально-психологического настроя, а также в искусстве сунского общества, процесс развития городской культуры и тенденция к демократизации творческой деятельности приняли еще более интенсивный, чем при Тан, характер, чему способствовало изобретение книгопечатания.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Духовная жизнь Тан   © ArtofEast.ru All rights reserved.