История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Эпоха Мин (1368-1644)

03.05.2012 г.

Основатель династии Мин Чжу ЮаньчжанМинскому правящему режиму уже за первые десятилетия своего существования удалось полностью восстановить централизованную имперскую форму правления, добиться относительной стабилизации внутриполитической и экономической ситуации в стране и вернуть Китаю его былой международный авторитет. Подобно всем предшествующим имперским государствам, Минская империя прошла через две четко выделяющиеся историко-политические фазы. Первая из них — фаза ее утверждения и наивысшего расцвета — приходится на вторую половину XIV — первую половину XV в., соотносясь со временем правления третьего монарха этой династии — Чэн-цзу (Юнлэ, 1403-1426)94 и его непосредственных преемников.

Самым значительным историко-культурным событием указанного столетия, пожалуй, стал перенос столицы в 1420 г. с Юга, из Нанкина, где первоначально обосновался минский правящий режим, на Север — в Пекин. Какими бы политическими (желание размежеваться с консервативно настроенной старой южной знатью), экономическими (необходимость хозяйственного освоения данного региона) или концептуальными (желание создать новый геополитический центр) соображениями ни руководствовался император Чэн-цзу, его акция имела чрезвычайно важные последствия для национальной духовной и художественной культуры. Она привела к географическому разветвлению официального и неофициального искусства, первое из которых оказалось в окружении фактически чужеземных этнокультурных реалий, а второе, напротив, в самом фокусе национальной духовности. В результате политический аспект официального искусства оказался максимально усилен, тогда как неофициальное искусство сознавало себя единственным хранителем национального художественного богатства и создателем «истинных» произведений, свободных от диктата верховной власти и подчинявшихся исключительно естественным законам творчества.

Минская эпоха обернулась временем реставрации не только собственно национальной государственности, но и духовной культуры. Все усилия центральной администрации и представителей интеллектуальной элиты общества были сосредоточены на восстановлении прежних культурно-художественных традиций и ценностей, что проявляется во всех сферах жизнедеятельности тогдашнего общества. Так, минская гуманитария характеризуется созданием и переизданием всевозможных сводных памятников — литературных антологий, энциклопедий, воспроизводящих философско-теоретическое, литературно-художественное и естественно-познавательное наследие предшествующих эпох. Зодчество и градостроение, как мы увидим далее, опирались на древнейшие планировочные схемы и каноны. Этот процесс не обошел стороной и погребальное искусство, возвратившееся к образцам танских императорских усыпальниц.

Первым из таких памятников стал погребальный комплекс основателя минской династии — Чжу Юаньчжана (минский Тай-цзу, Хуньу, 1368-1399), где он был похоронен совместно со своей супругой. Этот комплекс находится в окрестностях Нанкина, на горном склоне, и включает в себя собственно погребение, замурованное в естественном холме, специальное строение и «аллею духов». Погребальное строение представляет собой прямоугольную в плане кирпичную постройку с полусферическим сводом, тоже целиком сложенным из кирпича. Одновременно оно являет собой уникальный образец минского архитектурно-инженерного искусства, будучи возведенным без применения несущих каркасных конструкций.

«Аллея духов» состоит из 14 гранитных парных скульптур: воинов, львов, слонов, верблюдов и фантастических существ, известных как «единорог-цылынь» и «зверь-сечжи». По данному набору видно, что в минском погребальном искусстве были задействованы установки не только танского, но и дотанского времени: увеличение числа изображений фантастических существ. Налицо также и некоторые новации: включение в репертуар погребальной скульптуры изображений верблюда и слона, что, возможно, являлось своеобразной репликой на танскую погребальную  пластику и древнейшее китайское или буддийское культовое искусство, в которых образ слона пользовался приблизительно равной популярностью.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Эпоха Мин (1368-1644)   © ArtofEast.ru All rights reserved.