История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Эпоха Цин (1644-1911)

07.05.2012 г.

По характеру общекультурной ситуации эпоха правления маньчжурской династии Цин обладает рядом сходных черт с юаньской эпохой. Во главе огромной страны с многочисленным населением и богатейшими культурными традициями оказались представители малочисленной народности, так и не отошедшей от нравов и обычаев полукочевого племени. Отношение маньчжурских властей к китайцам тоже носило двойственный характер. С одной стороны, они всячески унижали местное население, например, считалось обязательным ношение китайцами-мужчинами косы в знак рабской подчиненности победителям. С другой стороны, маньчжуры, подобно монголам, признавали авторитет китайских духовных ценностей и стремились перенять политический опыт китайской цивилизации. Внешне они, действительно, адаптировались к китайской культуре и смогли создать централизованное государство, не уступавшее по своему экономическому и военно-политическому могуществу танской и минской империям в пору их расцвета. Утверждение и пик величия самой цинской империи приходится на вторую половину XVII — XVIII в., или — на время правления трех «великих» (в принятых их оценках) императоров: Шэн-цзу (Кан-си, 1662-1722), Ши-цзуна (Юнчжэн, 1722-1735) и Гао-цзуна (Цяньлун, 1736-1795).

Маньчжуры сохранили социальное устройство китайского имперского общества, заняв в нем, правда, место высшего привилегированного сословия, его управленческие структуры и институты, включая институт государственных экзаменов, высшие учебные заведения и учреждения, курирующие интеллектуально-творческую деятельность. Но при этом они, во-первых, настойчиво и осознанно отстаивали собственную этническую чистоту (запрет на смешанные браки) и культивировали национальные обычаи и нравы. Даже в XIX в. обязательным для маньчжурского юноши считалось владение искусством верховой езды и стрельбы из лука, тогда как любые виды интеллектуальной и творческой деятельности полагались «второсортными» занятиями, пригодными лишь для местного населения. Тем не менее руководящие посты в центральных и  провинциальных административных органах отводились преимущественно маньчжурской знати.

Во-вторых, маньчжурские власти делали все от них зависящее, чтобы поставить интеллектуально-творческую жизнь страны под жесткий контроль сверху. Была введена тотальная цензура. Любое литературное произведение, сочтенное «крамольным», уничтожалось, а его автор подвергался уголовному преследованию. «Великие» императоры лично редактировали даже конфуцианские канонические книги, изымая из них все места, которые, по их мнению, «не отвечали историческому моменту» и могли спровоцировать у недостаточно сознательных подданных излишне свободолюбивые мысли или сомнения в деятельности властей. Под такой же контроль попало и непосредственно искусство, хотя формально были созданы самые, казалось бы, благоприятные условия для его развития.

Ко двору приглашались литераторы, каллиграфы и художники, которые в случае беспрекословной преданности правящему дому щедро награждались чинами, званиями и денежным довольствием. Огромное внимание уделялось состоянию декоративно-прикладного искусства. По личному распоряжению Канси на территории императорской резиденции (Запретного города) были учреждены 14 казенных мастерских (лаковопроизводящих, косторезных, камнерезных и т. д.), призванных удовлетворять нужды двора, создавать эталонную для данного вида декоративно-прикладного искусства продукцию и повышать его технико-художественный уровень. Демонстрируя свою приверженность местным культурно-художественным традициям, цинские императоры продолжили и практику возведения погребальных ансамблей по образцу минских.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Эпоха Цин (1644-1911)   © ArtofEast.ru All rights reserved.