Гибель Танской империи привела к очередной территориально-административной раздробленности страны — эпохе, в полном оригинальном названии которой («Пяти династий и десять царств») точно указывается число существовавших в то время государственных образований. Под «Пятью династиями» имеются в виду 5 государств, сменявших друг друга в регионе бассейна Хуанхэ: Позднее Лян (907-923), Позднее Тан (923-936), Позднее Цзинь (936-946), Позднее Хань (947-950) и Позднее Чжао (951- 960). Все они возникли в результате дворцовых переворотов, a их основателями были военные лидеры, причем нередко выходцы из некитайских по происхождению семейств.
«Десять царств» — царства, возникшие и почти одновременно существовавшие в юго-западных, южных и юго-восточных районах страны: Раннее Тан и Позднее ІПу (907-965) — в Сычуани, У (902-937) и Позднее Тан (937- 975) — в нижней части бассейна Янцзы (пров. Цзянсу), Чу (927-951) — в Хунани, Южное Пин — в Хубэй, У-Юэ (909-945) — в Фуцзяни и Южное Хань (917-971) — в Гуандуне. Почти все они были основаны главами областей, преимущественно выходцами из простонародной среды, выдвинувшимися во время восстания Хуан Чао и входившими в руководство повстанческой армии. Придя к власти, они старательно копировали принципы имперского правления и этикетное уложение танского двора, предполагавшее оказание августейшего покровительства творческой интеллигенции.
Во многом благодаря этому творческая жизнь китайского общества не только не угасла (что было бы вполне ожидаемым в ситуации подобного социально-политического кризиса), a напротив, вступила в новую эволюционную стадию. Сказанное относится в первую очередь к художественной словесности и станковой живописи. Именно во второй половине X в. обозначились или зародились, как мы увидим далее, многие ведущие для последующего китайского живописного искусства жанровые и тематические направления. Подчиняясь все тем же общим для китайского художественного творчества закономерностям, оживились региональные художественные традиции, из которых громче всего заявило о себе искусство юго-запада и юго-востока.

Правители обоих располагавшихся там царств — Позднее Шу и Позднее Тан — предприняли немало усилий для того, чтобы превратить свой двор в центр интеллектуальной творческой деятельности местного общества. Особое внимание в данном случае обычно уделяется последнему государю Позднего Тан — Ли Юю (937-978)88, еще при жизни снискавшему себе репутацию самобытного поэта, художника и каллиграфа, a также великолепного знатока и ценителя искусства, щедрого мецената.
|