История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Эпохи Пяти династий (907-960), Северной Сун (960-1127) и Южной Сун (1127-1279)

24.04.2012 г.

Гибель Танской империи привела к очередной территориально-административной раздробленности страны — эпохе, в полном оригинальном названии которой («Пяти династий и десять царств») точно указывается число существовавших в то время государственных образований. Под  «Пятью династиями» имеются в виду 5 государств, сменявших друг друга в регионе бассейна Хуанхэ: Позднее  Лян (907-923), Позднее Тан (923-936), Позднее Цзинь  (936-946), Позднее Хань (947-950) и Позднее Чжао (951-  960). Все они возникли в результате дворцовых переворотов, a их основателями были военные лидеры, причем  нередко выходцы из некитайских по происхождению семейств.

«Десять царств» — царства, возникшие и почти  одновременно существовавшие в юго-западных, южных и  юго-восточных районах страны: Раннее Тан и Позднее ІПу  (907-965) — в Сычуани, У (902-937) и Позднее Тан (937-  975) — в нижней части бассейна Янцзы (пров. Цзянсу),  Чу (927-951) — в Хунани, Южное Пин — в Хубэй, У-Юэ  (909-945) — в Фуцзяни и Южное Хань (917-971) — в Гуандуне. Почти все они были основаны главами областей,  преимущественно выходцами из простонародной среды, выдвинувшимися во время восстания Хуан Чао и входившими в руководство повстанческой армии. Придя к власти,  они старательно копировали принципы имперского правления и этикетное уложение танского двора, предполагавшее оказание августейшего покровительства творческой интеллигенции.

Во многом благодаря этому творческая жизнь  китайского общества не только не угасла (что было бы вполне  ожидаемым в ситуации подобного социально-политического  кризиса), a напротив, вступила в новую эволюционную стадию. Сказанное относится в первую очередь к художественной словесности и станковой живописи. Именно во второй  половине X в. обозначились или зародились, как мы увидим далее, многие ведущие для последующего китайского  живописного искусства жанровые и тематические направления. Подчиняясь все тем же общим для китайского художественного творчества закономерностям, оживились региональные художественные традиции, из которых громче  всего заявило о себе искусство юго-запада и юго-востока.

Керамическое панно с пейзажным видом

Правители обоих располагавшихся там царств — Позднее  Шу и Позднее Тан — предприняли немало усилий для того,  чтобы превратить свой двор в центр интеллектуальной творческой деятельности местного общества. Особое внимание  в данном случае обычно уделяется последнему государю  Позднего Тан — Ли Юю (937-978)88, еще при жизни снискавшему себе репутацию самобытного поэта, художника  и каллиграфа, a также великолепного знатока и ценителя  искусства, щедрого мецената.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Эпохи Пяти династий (907-960), Северной Сун (960-1127) и Южной Сун (1127-1279)   © ArtofEast.ru All rights reserved.