История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Эпохи Суй (589-618) и Тан (618-907)

13.04.2012 г.

В конце VI в. Китай был вновь объединен под эгидой династии Суй (589-618), которая, подобно древней империи Цинь, оказалась кратковременной предшественницей нового могущественного имперского государства — Тан. Без упоминания подробностей историко-политических событий того времени, отметим, что новый правящий дом был основан выходцем из северной знати смешанных кровей, в родословной которого были представители аборигенных китайских кланов и тобийских домов, что процесс объединения страны разворачивался с Севера.

Стенописи погребальной камеры шаньсийской гробницы. Северная стена. Портреты усопших со слугами. 40 х 70 см

Иными словами, культурно-творческая деятельность Китая при Суй, каким бы кратковременным ни было ее бытие, опиралась на культурные и художественные достижения Северного Вэй, способствуя их превращению в реалии общенационального масштаба. В пользу этого свидетельствует погребальное искусство, конкретно — пластика, которая почти точно воспроизводит северовэйскую, сохраняя свою стилистику и набор персонажей. Одновременно в рамках суйского искусства наметился ряд эволюционных тенденций в сторону нового объединения региональных художественных стилей, что на этот раз наиболее отчетливо прослеживается на материале буддийского культового изобразительного искусства. Забегая вперед, отметим, что именно в конце VI — начале VII в. начинается этап его откровенной китаизации, сопровождавшийся размытием централ ьноазиатских эстетико-иконографических установок.

Ряд весьма существенных новаций обнаруживается и в суйском декоративно-прикладном искусстве. Указанные приметы творческой жизни Китая в разбираемую эпоху еще раз подтверждают правомерность высказанного ранее тезиса о том, что административно-территориальное объединение Китая сразу же вызывало к жизни и процесс объединения региональных художественных традиций.

В эпоху Тан (618-906) происходит наивысший расцвет китайской имперской государственности, достигшей пика своего могущества в VI-VIII вв., и национальной духовности. Тем не менее уже в середине VIII в. в социально-политической жизни китайского общества обозначились деструктивные тенденции. В 755-756 гг., в конце долговременного и внешне великолепного правления императора Сюань-цзуна (713-756), разразился мятеж, поднятый полководцем Ань Лушанем (?-757), поставив под угрозу существование правящего режима. Армия Ань Лушаня захватила столицу Танской империи — Чанъань, вынудив престарелого Сюань-цзуна вместе со своим двором бежать в Сычуань, где он и умер.

Его преемнику (Су-цзун, 756-762) удалось с невероятным трудом подавить мятеж. Однако все эти события необратимо понизили позиции царствующего дома и предопределили агонию и гибель Танской империи. Вторая половина VIII в. и все последующее столетие прошли в непрерывном ухудшении экономической и политической ситуации в стране. Заключительной вехой истории Тан стало восстание Хуан Чао (?-884), продлившееся с 875 по 884 г. и спровоцировавшее новую вспышку междоусобных войн. Поэтому все характеристики культурно-художественной жизни танского общества обычно относятся к первой половине существования этой империи.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Эпохи Суй (589-618) и Тан (618-907)   © ArtofEast.ru All rights reserved.