История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Художественная культура эпохи Шести династий

08.04.2012 г.

погребальная пластинка периода троецарствияВ сфере непосредственно художественной культуры эпохи Шести династий особо выделяются: переход от анонимного (песенного творчества) к авторской лирике, которая постепенно утверждалась в качестве ведущего жанра китайской поэзии; становление ведущих для лирической поэзии тематических групп и направлений, включая знаменитую китайскую пейзажную лирику; становление традиции художественной прозы; формирование и расцвет литературно-теоретической и эстетической мысли, в том числе разработавшей учения о сущности и функциях художественного творчества. И наконец, в это же время закладывается фундамент станковой живописи и зарождается искусство пейзажного сада.

Итак, можно с уверенностью говорить об эпохе Шести династий как об одном из ключевых этапов в истории китайской культуры и искусства. Но почему подобные этапы соотносятся в Китае с периодами глобальных историко-политических кризисов? Их совпадение далеко не случайность, а проявление базисных закономерностей, свойственных, как это показывает опыт всей мировой истории, такого рода кризисным или, в более строгой научной терминологии, переходным или транзитивным периодам. Дело в том, что в условиях централизованной имперской государственности, которая и обеспечивала в Китае периоды социально-политической стабильности, приоритетное положение в обществе занимают трансперсональные (социентальные) духовные идеалы и ценности, которые целиком ориентированы на поддержание самой государственности и общественного единства. В результате они препятствуют свободе самовыражения личности и ограничивают индивидуализированную творческую активность. В переходные периоды роль структурообразующего фактора играют личностные ценности.

Человек предстает не столько как объект социализации, сколько как субъект индивидуализации, что обусловливает подъем всех направлений и видов творчества, например поэзии и живописи, требующих, по своей природе, личностного эмоционального начала. Одновременно агония и гибель централизованных государств имперского типа влекут за собой девальвацию культивируемых ими ценностных установок и поведенческих стереотипов; и в общественном сознании образуется своего рода духовный вакуум. Поэтому современники стремятся разработать новые идейные ориентиры и установки, с этой целью обращаясь к национальному духовному наследию либо к духовному опыту других народов. Вот истинная причина, с одной стороны, утверждения в культуре и искусстве транзитивных периодов всевозможных заимствований, а с другой — оживления рудиментов архаики. Со всеми этими явлениями нам предстоит неоднократно столкнуться при рассмотрении конкретных художественных традиций.

Таковы основные приметы историко-политической и духовной жизни китайского общества в эпоху Шести династий и те закономерности культурной и творческой деятельности Китая, которые вырисовываются на материале этой эпохи в стабильные и транзитивные периоды его истории.

Художественное (в самом широком смысле этого слова) наследие эпохи Шести династий представлено главным образом письменными памятниками, благодаря которым мы и знаем об изложенных выше культурно-художественных процессах и событиях. Основной пласт подлинных артефактов составляют произведения буддийского культового изобразительного искусства и зодчества, подавляющее большинство которых было создано именно на Севере, а не на Юге. Что касается произведений декоративно-прикладного искусства, то они дошли до нас в относительно небольшом количестве (правда, их число неуклонно пополняется новыми археологическими находками) и, за исключением, пожалуй, керамики, недостаточно отражают стоящие за ними виды предметно-творческой деятельности. Поэтому погребальное искусство в очередной раз более или менее надежно заполняет все эти лакуны и, кроме того, проливает дополнительный свет на важные нюансы всей художественной культуры эпохи Шести династий.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Художественная культура эпохи Шести династий   © ArtofEast.ru All rights reserved.