История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Художественная жизнь на юго-западе

25.04.2012 г.

О состоянии художественной жизни на юго-западе мы  можем судить и по археологическим материалам. Пример —  одно из сычуаньских захоронений (вторая половина 80-х гг. прошлого века), которое оказалось украшенным керамическими рельефными плитами. На них воспроизводится  ландшафтный вид, близкий по стилистике к живописному пейзажу, который едва начал формироваться в станковой живописи. А присутствующая в нем погребальная пластика содержала в себе, помимо скульптур людей и животных, тоже выполненных в весьма своеобразных трактовках, модели строений, которые навсегда, казалось бы, вышли из репертуара китайского культового искусства.

Сцена прощания с усопшей

Примечательно, что подобная самобытность сычуаньского искусства сохранялась еще некоторое время после возникновения нового имперского государства, о чем свидетельствует очередное местное захоронение (1987 г.). Входящая в него погребальная пластика образует многофигурную композиционную сцену прощания с усопшей. В виде отдельной фигуры — закутанной в погребальный саван — изображена она сама (тоже чрезвычайно редкий для погребального искусства случай изображения покойного, да еще со столь натуралистическими подробностями). Вокруг толпятся родные, соседи, слуги и еще какие-то персонажи в масках, видимо, представители местного духовенства, прибывшие исполнить похоронный обряд. Фигуры людей дополняют изображения животных, а также модели строений, предметов мебели, музыкальных инструментов. Все скульптуры выполнены с присущими издавна искусству этого региона артистизмом, изяществом, естественностью и живостью.

Новое объединение страны и воссоздание имперской централизованной государственности (империи Сун) не вернули стране былое могущество и международный авторитет. Становление нового режима происходило с большим трудом0 и завершилось только при втором монархе этой династии — Тай-цзуне (976-984). Еще более важно, что Сунская империя с самого начала оказалась в окружении враждебных по отношению к ней государств, которые возникли и укрепились за время агонии Тан и период раздробленности Китая. На северо-востоке, захватив часть исконных земель Китая, в том числе район будущего Пекина, обосновалось киданьское царство Ляо (916-1125), на севере — тангутское царство Западное Ся (Си Ся, 10321227). После нескольких болезненных поражений китайской армии сунским властям удавалось сдерживать угрозу экспансии обоих своих новоявленных соседей лишь с помощью дипломатических ухищрений и выплаты огромной дани. Начиная с 1004 г. киданьскому царству ежегодно выплачивалось до 8000 кг серебра, слитки которого служили в Китае главными денежными средствами. В результате такого геополитического положения империи ее внешние       торговые и экономические связи значительно сократились, а значит, и оскудел приток денежных средств, пополнявших казну.

Внутриэкономическое положение было настолько тяжелым, что сунским властям пришлось отказаться от строительства новой столицы, как это полагалось по многовековым имперским традициям, и довольствоваться размещением политического центра в торговом городе. В результате период расцвета Сунской империи продлился отчасти более полувека. Он пришелся на время правления императоров Чжэнь-цзуна (9981023) и Жэнь-цзуна (1023-1064). Но уже в середине XI в. страну охватил экономический кризис и стали организовываться повстанческие движения. Они предельно ослабили позиции правящего режима, оказавшегося беззащитным перед новой внешней угрозой — нашествием чжурчжэней.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Художественная жизнь на юго-западе   © ArtofEast.ru All rights reserved.