История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Художественное творчество Северного Китая

12.04.2012 г.

Северовэйское камнерезное и инженерно-архитектурное искусствоИная ситуация сложилась в художественном творчестве Северного Китая, точнее, Тоба Вэй, которое дошло до нас в значительно полном и целостном виде, чем искусство южнокитайских династий. Оно представлено многочисленными памятниками буддийского изобразительного искусства, образцами светской монументальной скульптуры, произведениями камнерезного искусства (стелы, столбы, погребальные рельефы, орнаментация каменных саркофагов) и архитектурными памятниками (пагоды). Даже по приведенному перечню артефактов видно, что тобийские мастера питали особое пристрастие к работе с камнем, в чем они добились неоспоримых успехов, намного превзойдя китайских (ханьских) камнерезных дел мастеров и художников. Выполненные ими произведения обладают исключительной композиционной сложностью и насыщенностью деталями.

Кроме основных фигур, таких как люди, животные, фантастические существа и божественные персонажи, они, как правило, включают в себя многочисленные вспомогательные и чисто орнаментальные элементы — изображения переплетающихся птиц, деревьев, цветов, облаков, языков пламени и т. д. Притом в них постоянно сочетаются различные камнерезные техники: гравировка, линеарная линия, рельеф, барельеф и горельеф, — что еще больше усиливает внешнюю эффектность произведений. Не исключено, что в данном случае сказались и национальные художественные традиции тобийцев (хотя о них практически ничего неизвестно), и воздействие центральноазиатского искусства, представленного буддийским художественным творчеством.

Если произведения камнерезного искусства показывают самобытность северовэйского художественного творчества, пусть даже в нем предельно широко использовались собственно китайские темы, мотивы и образы, то погребальное искусство выступает однозначным свидетельством его китаизации. Показателен уже сам по себе факт восприятия тобийцами древнекитайской погребальной обрядности.

Почти сразу же после утверждения Северного Вэй и переноса его столицы в Лоян в местные захоронения начинают включаться объемные комплекты погребальной пластики. При ее исполнении северовэйские мастера явно следовали ханьскому погребальному искусству, причем в его региональной стилистической линии, свойственной именно центральным регионам страны, сумев при этом перенять и все лучшие ее художественные достижения: реалистичность трактовок натуры, динамичность и выразительность изображений.

Но не надо думать, что они лишь слепо копировали ханьские образцы. Напротив, репертуар изделий заметно изменяется за счет отказа от моделей (за исключением моделей домов, но и те исполнялись эпизодически), светильников и деревьев. Вместо них вводятся фигуры воинов — пехотинцев, всадников (все обязательно в доспехах), исполненных со знанием дела и любовью к оружию. Все категории антропоморфных скульптур наделяются внешними элементами, соответствующими этнографическим реалиям того времени, повышая их реалистичность и художественную убедительность. Позы и жесты приобретают большую, по сравнению с ханьской пластикой, раскованность.

Одной из важнейших технико-художественных новаций северовэйского погребального искусства считается снабжение скульптур подставками, которые стали обязательными элементами их композиции уже в VI в. Кажущиеся сугубо утилитарными приспособлениями, обеспечивающими всего лишь устойчивость скульптур, эти подставки, по мнению исследователей, демонстрируют влияние на погребальное искусство буддийской культовой пластики, восходя к «тронам», на которых стоят или восседают персонажи буддийского божественного пантеона.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Художественное творчество Северного Китая   © ArtofEast.ru All rights reserved.