История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Художественные особенности императорской погребальной скульптуры

22.04.2012 г.

Общими художественными особенностями императорской погребальной скульптуры являются, с одной стороны, натуралистичность изображений, которая сохраняется даже в воспроизведении образов фантастических существ, а с другой — массивность, тяжеловесность и статичность изваяний. Причем еще большими, чем изображения животных, монументальностью, статичностью и условностью обладают изваяния воинов, застывших в однотипных позах, стоящих в полный рост, облаченных в ниспадающие до земли одеяния; в руках воинов находится рукоять меча, который острием упирается в землю. Очертания фигур и детали их внешности (черты лица, элементы одеяния) настолько стилизованы, что эти изваяния воспринимаются издали как гигантские каменные столбы (см. вклейку).

То, что мы сталкиваемся со стилистикой, свойственной императорской погребальной пластике, подтверждается многими фактами. На существование совершенно иного пластического стиля в танском художественном творчестве определенно указывают барельефные изображения коней Тай-цзуна. Выполненные, согласно письменным источникам, по эскизам одного из ведущих живописцев того времени, изображения передают натуру в момент движения и отличаются редкой динамичностью и выразительностью. Более элегантно и детализованно, чем изображения «императорских стражей», выполнено изваяние чиновника над гробницей принца Ли Хуна, подчиняясь тем же иконографическим принципам. Фигура изображена в полный рост, в длинном одеянии, с посохом в руках и отличается плавностью силуэтных линий и тщательно проработкой деталей.

Следующей типологической особенностью императорской погребальной скульптуры является сочетание в ней стилистических приемов, идущих от «северной» и «южной» художественных традиций. Если ее генеральные приметы — реалистичность, статичность и общая лаконичность трактовок натуры — явно восходят к искусству центральных регионов Китая и непосредственно к северовэйской пластике, то манера исполнения отдельных деталей несет на себе печать влияния южно-китайского «барокко». Характерными примерами служат скульптуры «крылатого коня» и сидящего льва из комплекса Цяньлин. В первой из них массивное и лишенное каких-либо вспомогательных деталей туловище животного дополнено изысканно-элегантными крыльями, состоящими из тонко проработанных, в высоком рельефе, и причудливой конфигурации завитков-перьев, которые, вне всяких сомнений, копируют крылья «химер» (см. вклейку). В изваянии льва массивная и статичная фигура удивительным образом гармонирует с гривой, которую представляет масса детально вырезанных колец и плавно ниспадающих на плечи зверя.

Такими же приметами отличалась, если верить ее литературным описаниям, и танская светская монументальная скульптура. Сошлемся на рассказ о монументе, возведенном в 695 г. по приказу У Цзэтянь. Выполненный из чугуна, он состоял из цилиндрического постамента, имевшего высоту 6 м и окружность 51 м, и восьмиугольной колонны, высотой 32 м и диаметром 3,2 м. На вершине колонны был установлен «облачный свод» — композиция из полусферы (окружность 9 м, высота 3 м) и венчающих ее бронзовых изваяний драконов (каждое высотой 3,6 м), которые поддерживали позолоченную жемчужину. На сооружение этого монумента ушло 1325 тонн чугуна и бронзы. Вне всяких сомнений, монумент являлся не только выдающимся произведением китайского изобразительного, архитектурно-инженерного искусства и металлургического производства, но и памятником, который полностью отвечал требованиям официального художественного творчества.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Художественные особенности императорской погребальной скульптуры   © ArtofEast.ru All rights reserved.