История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Историко-политические процессы

06.04.2012 г.

Дискретность историко-политических процессов, имевших место в III—VI вв., не отразилась на состоянии духовной жизни тогдашнего общества. Напротив, на протяжении всех перечисленных периодов наблюдаются общие и  единые по содержанию культурно-идеологические процессы, что и позволяет рассматривать их в качестве целостного и самостоятельного этапа в истории развития китайской цивилизации. Как таковая эпоха Шести династий ознаменовалась (подобно периоду Борющихся царств, в самых, казалось бы, неблагоприятных для этого историко-политических условиях) бурными новаторскими изменениями во всех сферах национальной культурной и творческой деятельности. Речь идет, прежде всего, о ситуации, сложившейся на Юге.

На указанные столетия приходится, во-первых, становление китайско-буддийской традиции во всех ее значимых аспектах. Данный процесс привел к превращению буддизма из чуждого для местного населения вероучения в одну из трех нормативных, наряду с конфуцианством и даосизмом, идеологических систем для китайского имперского общества, известных как «Три учения» (Сань цзяо). Одновременно укрепляются буддийские социальные институты — монашеская община (сангха), идет развитие теоретической мысли, растет влияние буддийского вероучения в качестве политической силы и происходит становление китайско-буддийского культового изобразительного искусства и зодчества (пагоды).

Во-вторых, в качественно новую стадию своей эволюции вступила и даосская традиция, что выразилось в дальнейшей разработке ее теоретических основ и в окончательном оформлении даосского религиозного направления (учения и практики, связанные с поиском средств обретения бессмертия). Оно сопровождалось созданием специальных организационных структур.

Важнейшим достижением эпохи Шести династий общекультурного порядка является формирование механизма взаимодействия «Трех учений» на уровне как официальной идеологии, так и сознания личности. В результате возник один из наиболее самобытных духовных феноменов Китая — феномен вариативности индивидуального восприятия личности, позволявшего человеку практически одновременно следовать ценностным ориентирам и установкам, предлагаемым всеми тремя учениями. Названный феномен, как мы увидим далее, предопределил многие типологические особенности национальной творческой деятельности.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Историко-политические процессы   © ArtofEast.ru All rights reserved.