История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Изобразительное искусство после гибели Ханьской империи

09.04.2012 г.

Создается впечатление, что после гибели Ханьской империи китайское изобразительное искусство, не отвергая в принципе прежнюю погребальную обрядность, будто приостановило собственную активность и погрузилось в размышления по поводу возможных путей ее дальнейшего использования, время от времени отваживаясь на творческие эксперименты — то, скажем, возвращаясь к работе с металлом, то изобретая новых фантазийно-зооморфных персонажей.

Погребальная пластика, обнаруженная в захоронениях, относящихся к периоду Троецарствие и периоду Западной Цзинь, в том числе входящих в столичные районы, выполнена на удивительно примитивном уровне по сравнению с ее ханьскими аналогами. Она как бы следует образцам, создаваемым на начальном этапе развития национального погребального искусства, в вариантах, типичных для стилистики центральных регионов ханьского Китая. Скульптурные изображения людей и животных выполнены в откровенно грубой манере и лишены дополнительных орнаментальных элементов. Им, правда, свойственна реалистичность (даже если исполняются фигуры фантастических существ) и динамичность, но в той же самой степени, как и самым ранним погребальным скульптурам. Исключение составляет, судя по сохранившимся фрагментам, пластика Сычуани.

Кроме того, из репертуара погребальной пластики бесследно исчезли многие категории изделий, в том числе светильники-деревья и «денежные деревья». Из такого «оцепенения» южнокитайское погребальное искусство стало выходить только к V в., сразу же, заметим, предложив несколько новые стилистические трактовки антропоморфной скульптуры, которые опирались на предшествующий художественный опыт Юга и вобрали в себя некоторые детали буддийской иконографии. Несколько наборов погребальной пластики, состоявших преимущественно из статуэток людей, были обнаружены на территории Нанкина (1984-1987) и в окрестностях Сюйчжоу (северо-западная часть Цзянсу, 1993).

Несмотря на общую статичность и стереотипность поз фигурок (наследие чуской погребальной пластики), они обладают удивительной элегантностью, созданной плавностью и изяществом силуэтных линий, и передают состояние внутреннего спокойствия и одухотворенности персонажей. Такой эффект возникает благодаря в первую очередь особенностям исполнения их лиц — мягким контурам и приветливо-мечтательной улыбке. Данная иконографическая деталь, вероятнее всего, и была заимствована из буддийского изобразительного искусства.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Изобразительное искусство после гибели Ханьской империи   © ArtofEast.ru All rights reserved.