История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Китай захватывает мода на европейские вещи

10.05.2012 г.

Как и в танскую эпоху, самые разные социальные слои китайского населения, начиная с придворных кругов, живо откликнулись на чужеземные новинки и диковины. Китай захватила мода на европейские вещи — мебель, механические приспособления (часы), предметы одежды, посуду, украшения и произведения искусства. Обозначившаяся при Канси, она достигла своего апогея во время царствования Цяньлуна, лично отдавшего дань увлечения Европой. В придворно-элитарных кругах возникло самостоятельное стилистическое направление как типологический аналог европейского «шинуазри» и справедливо обозначаемое в современном искусствоведении «европейщина». Непосредственное участие в развитии этого направления приняли как европейские, так и обучавшиеся у них местные художники и мастера.

При дворе Цяньлуна работала целая плеяда европейских архитекторов, декораторов и художников, пытавшихся в своих творениях так или иначе соединить европейское и китайское искусство. Наибольшую известность из них снискали себе: итальянский живописец Джузеппе Кастильоне (1688-1766) — китайское имя Лан Шинин, и французский Жан-Дени Аттире (Ван Шичжэн).

«Классическим» (если этот термин вообще применим в данном контексте) образцом «европейщины» стал дворцовый ансамбль, возведенный в 50-е гг. XVIII в. в северовосточной части летней императорской резиденции — в парке Юаньминъюань. Постройка была осуществлена по проектам и под руководством Джузеппе Кастильоне и миссионера-иезуита отца Бенуа, которые вряд ли были особо искушенными в искусстве зодчества. По странной иронии судьбы, этот дворец был разрушен европейскими же войсками в 1860 г., во время взятия ими Пекина. К счастью, сохранилась гравюра с его изображением, сделанная в 1783 г., и его многочисленные литературные описания, позволяющие представить себе его внешний вид и интерьерное убранство. Он состоял из нескольких павильонов (типичная композиционная особенность китайской архитектуры), окруженных парком, стилизованным под европейский регулярный парк, в котором находились и фонтаны, ставшие предметом особой гордости Цяньлуна.

Руины дворца Юаньминъюань

Во внешнем облике строений причудливо соединялись черты итальянской и французской архитектуры XVIII в., что было отнюдь не свойственно европейскому зодчеству, притом в смеси с сугубо китайскими конструктивно-орнаментальными элементами. Интерьеры покоев были отделаны в стиле «псевдорококо», украшены французскими гобеленами (подарок Людовика XV императору Цяньлуну, доставленный из Франции в 1764 г.) и европейскими картинами, уставлены европейской же мебелью, скорее всего, сборными комплектами.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Китай захватывает мода на европейские вещи   © ArtofEast.ru All rights reserved.