История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Конец увлечению «европейским»

10.05.2012 г.

«Европейщина» как самостоятельное стилистическое направление прекратила свое существование уже в начале XIX в., так и не выйдя за рамки придворных творческих увлечений и экспериментов. Тем не менее данное стилистическое направление отвечало массовым художественным настроениям того времени. Известно, что XVIII в. европейские вещи были достаточно распространены в частных домах маньчжурской и китайской знати, впоследствии обретя популярность и среди городского зажиточного населения. Для удовлетворения спроса на «европейские изделия», подлинные образцы которых были слишком дороги для простого покупателя, китайские мастера приступили к активному их копированию, овладевая при этом европейскими технологиями и изобразительными средствами, инициируя появление в местном декоративно-прикладном искусстве новых разновидностей.

Увлечение европейским искусством имело неоднозначные последствия. Оно, безусловно, способствовало проникновению в китайское художественное творчество новых живописных техник и приемов, тем, сюжетов, орнаментальных мотивов. Однако данные новации стимулировали развитие рокоильных и эклектических стилистических вариантов, что в конечном счете пагубно сказалось на эстетических достоинствах всего изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Только во второй половине XIX в., когда мода на «европейщину» изжила себя, китайское искусство в лице не мастеров-ремесленников, а уже настоящих художников стало осваивать достижения европейской художественной культуры.

Исчезновение моды на «европейщину» было вызвано далеко не культурно-творческими причинами. XIX столетие — это время стремительной деградации цинского правящего режима и новых испытаний для всей страны, неумолимо превращавшейся в колонию европейских держав. Особенно заинтересована в этом была Англия, видевшая в нем рынок для сбыта дешевой промышленной продукции повседневного массового спроса и, самое главное, опиума, который выращивался в Индии и огромными партиями поставлялся в Цинскую империю, принося британским компаниям баснословные прибыли. Попытка правительства прекратить ввоз опиума вызвала прямую военную агрессию со стороны Англии — «Первую опиумную войну» (1840-1842). Потерпев сокрушительное поражение, цинские власти были вынуждены подписать унизительный и разорительный для них мирный договор — с выплатой контрибуций. Это еще больше подорвало их авторитет и усугубило и без того тяжелую внутриэкономическую ситуацию.

В ответ вспыхнули восстания, проходившие теперь не только под антиправительственными, но и под антиманьчжурскими лозунгами. Самым мощным из них стало Тайпинское восстание (18501865), во время которого повстанческие армии захватили Нанкин и провозгласили самостоятельное государство, призванное свергнуть маньчжурскую династию. Не сумев справиться с тайпинами собственными силами, правительство обратилось за военной помощью к европейским державам. Но прежде чем расправиться с теми, союзнические войска Англии, Франции, Германии и России по инициативе Англии, добивавшейся пересмотра прежнего договора в свою пользу, начали новую военную операцию против правительства — «Вторую опиумную войну» (1856-1860), в ходе которой был взят и разграблен Пекин совместно с прилегающей к нему летней императорской резиденцией.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Конец увлечению «европейским»   © ArtofEast.ru All rights reserved.