История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Обогащение репертуара китайского орнамента

17.04.2012 г.

Художественно-технологические заимствования в свою очередь привели и к обогащению репертуара китайских орнаментальных средств и технологических приемов, и к глубинным, подлинно тектоническим сдвигам во многих видах местного декоративно-прикладного искусства. Кроме разнообразных изделий — тканей, посуды, предметов роскоши, украшений, произведений искусства — чужеземные послы и торговые миссии преподносили двору в качестве даров и подношений и «живые диковины». Это были и люди — карлики, великаны, представители экзотических, особенно для монголоидного населения, народностей, вплоть до негроидной расы, или специалисты в области особо ценимых в Китае рациональных знаний (алхимики, астрологи, целители) и творческих профессий (музыканты, танцовщицы), и даже животные: из Южной и Центральной Азии привозили носорогов, слонов, львов, гепардов — словом, всех животных, которые ассоциировались с верховной властью.

С не меньшим радушием принимались охотничьи  и декоративные породы животных — ловчие птицы, охотничьи и комнатные собачки. При дворе времен Сюань-цзуна наибольший восторг у гаремных красавиц вызвала римская болонка, умещавшаяся в рукавах дамского одеяния. Все эти «живые диковины» нашли отражение в местном художественном творчестве, порождая новые мотивы и образы. Да и само по себе разнообразие людей с экзотической внешностью, неведомых прежде животных, чужеземных предметов роскоши и повседневного обихода привнесло в жизнь танского общества празднично-жизнерадостный колорит. И эта атмосфера непреходящего, казалось бы, материального благополучия, веселья и карнавального великолепия тоже оставила яркую печать во всех видах творческой деятельности: и в высоких элитарных произведениях искусства (декоративность живописных творений), и в обыденных вещах (одежда, ювелирные изделия, столовая утварь), следуя и нередко экзотическим модным веяниям.

Внешнеторговые связи стимулировали бурный рост городов и ремесленных производств, что повлекло за собой развитие полноценной городской культуры, которая вызвала к жизни (или ускорила их формирование) свойственные ей художественные традиции: театральное искусство в форме уличных фарсовых зрелищ, популярные поэтические и прозаические жанры литературы. Благодаря городской культуре и самостоятельности сословия купцов и ремесленников зарождается тенденция к демократизации всей национальной творческой деятельности,  прежде ориентировавшейся преимущественно на духовные запросы и эстетические установки социально-интеллектуальной элиты. Этой тенденции объективно способствовала система государственных экзаменов на официальный чин, впервые законодательно оформленная в начале Тан. В идеале подобные экзамены должны были выдержать все кандидаты на любую официальную должность в провинциальных (уездных, губернских) и центральных административных аппаратах.

Танское зеркало

Принципиально важно, что от экзаменующегося требовалось, чтобы он обладал должным уровнем знаний безотносительно своей родословной и социального статуса семьи. В результате сословие ши стало пополняться выходцами из семей зажиточных горожан и даже крестьян, имевших возможность финансировать обучение своих отпрысков. Следовательно, и в творческую деятельность теперь вовлекались представители значительно более широких, чем в прежние эпохи, слоев населения страны, которые привносили в нее собственные культурные и художественные ориентиры.

Первым результатом и одновременно показателем демократизации художественного творчества стало обращение к реальному человеку и обыденной жизни вместо историко-легендарных личностей и овеянных древностью сюжетов, столь характерных для элитарного искусства предшествующих эпох. Наиболее властно смена художественных приоритетов сказалась на изящной словесности и станковой живописи. Поэзия обогатилась новым лирическим жанром — цы. Ведущий происхождение от городского песенного фольклора цы ко второй половине Тан существенно потеснил прежние «классические» жанры. В прозе ярко заявила о себе авторская новелла-чуаньци, главными действующими лицами которой были рядовые горожане: чиновники, торговцы, обитательницы увеселительных заведений.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Обогащение репертуара китайского орнамента   © ArtofEast.ru All rights reserved.