История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Отношение монголов к культуре и искусству Китая

02.05.2012 г.

Погребальная пластика, эпоха ЮаньОтношение монгольских властей к культуре и художественному творчеству Китая оказалось неоднозначным. Откровенно презирая местное население, они тем не менее быстро осознали, что для строительства собственной государственности и управления такой страной, как Китай, им необходимо перенять ее политический и духовный опыт. И если Хубилайхан гордился тем, что он не знает китайского языка и не может прочитать ни одного иероглифа, то его внуки и правнуки декларировали себя «просвещенными» (в китайском понимании этого термина), монархами, которые свято чтили конфуцианские морально-этические устои и готовы были оказывать покровительство интеллектуальной и творческой деятельности. В 1315 г. была восстановлена система государственных экзаменов, а затем и сеть высших учебных заведений. Наряду с конфуцианством, центральная администрация активно поддерживала даосизм (правда, только на первых порах) и буддизм, особенно его тибето-буддийскую традицию, являвшуюся исходной для вероисповедания монголов.

Во исполнение своих претензий на руководство духовной и творческой жизнью страны монгольские власти приглашали ко двору литераторов, каллиграфов и художников, многие из которых впоследствии прочно вошли в когорту прославленных китайских деятелей культуры. Подражая китайским императорам и желая окружать себя такой же роскошью, монголы способствовали возрождению и оживлению многих видов декоративно-прикладного искусства — фарфорового, лакового производства, ювелирного и эмальерного дела. И наконец, опасаясь представителей китайской политической и образованной элиты и стремясь найти им замену в лице чужеземцев, монгольские власти поощряли прибытие в Китай эмигрантов, поддерживали, восстанавливали и расширяли его былые дипломатические и торгово-экономические контакты, что способствовало притоку в китайскую культуру всевозможных новаций.

Но за внешним благополучием художественной культуры в юаньскую эпоху скрываются очень серьезные отрицательные процессы. Монгольские власти были не в состоянии по-настоящему понимать и воспринимать китайское искусство, а потому осознанно или невольно стремились подчинить его собственным мировоззренческим представлениям и эстетическим вкусам. Представители же китайской интеллектуальной элиты усмотрели в собственной творческой активности единственно возможный способ сохранить национальные и культурные ценности. И этот способ, по их мнению, заключался в воспроизведении — через их варьирование — шедевров прошлого. В результате китайская художественная культура вступила на путь реставрационализма — погружения в национальное наследие.

С объективной точки зрения, все это привело к упрощению и искажению китайских художественных традиций в том виде, в каком они сложились к южносунской эпохе, и заставило местное искусство свернуть с ранее магистральной для него эволюционной линии. Вот почему в настоящее время все большее признание получает точка зрения, что подлинная китайская художественная культура исчерпывается южносунской эпохой, после чего начинается совершенно иной этап ее истории.

По мере нарастания социально-экономической разлаженности страны и все более проявляющейся политической несостоятельности правящего режима усиливались антимонгольские настроения, вылившиеся в первой половине XIV в. в мощную волну повстанческих движений, которые и уничтожили юаньскую династию. На гребне этих движений к власти пришла новая династия — Мин.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Отношение монголов к культуре и искусству Китая   © ArtofEast.ru All rights reserved.