История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Подземный дворец императора Шэнь-цзуна

05.05.2012 г.

Усыпальница императора Ваньли (Шэнь-цзуна)О характере композиции и художественном оформлении собственно императорской усыпальницы мы можем судить только по погребению 14-го минского императора — Шэнь-цзуна (Ваньли, 1573-1620), которое было вскрыто в 1958 г. Оно оказалось настоящим подземным дворцом, состоящим из 5 залов со сводчатыми потолками и стенами, облицованными отполированными плитами. Створки дверей каждого зала были сделаны из цельных кусков белого мрамора, их поперечные балки отлиты из меди. В среднем зале находились три мраморных трона — для государя и двух его жен, перед которыми стояли все полагающиеся для тронного зала церемониальные предметы: курильницы, подставки для светильников, но выполненные не из металла, а из керамики — тоже замена, типичная для древней погребальной обрядности. В заднем зале, служившем погребальной камерой, располагались три гроба, каждый — на каменном постаменте (высота 35 см). В среднем из них покоилось тело императора, в боковых — тела его жен. В погребальной камере и в гробах находилось внушительное число изделий. Рядом с усопшими были предметы одеяний и церемониальные головные уборы (мужская и женские короны). Остальной погребальный инвентарь размещен в 23 ящиках и состоял из столовой твари, туалетных принадлежностей, украшений и т. д., выполненных в основном из золота и нефрита.

Не исключено, что отказ от стенописей и рельефных композиций был вызван изменениями, произошедшими в китайских анимистических представлениях и соответственно похоронной обрядности. В минскую эпоху погребения  уже очень редко содержали в себе орнаментальные элементы. Погребальные камеры, украшенные пластическими композициями, имитирующими деревянные конструкции, росписями, если и встречаются, то вне столичного региона. Еще реже в захоронения помещалась погребальная пластика. Одним из самых уникальных образцов минского искусства резьбы по дереву является комплект из 45 деревянных статуэток (высота 20-21 см) — прекрасное произведение, воспроизводящее картину похоронной процессии. Но исчезновение стенописей и рельефов из оформления императорских усыпальниц могло быть вызвано и другой причиной — обращением минского погребального искусства к предельно архаическим образцам. Весьма напоминают несколько гробов и ящики с погребальным инвентарем захоронения еще чжоуского времени.

В целом создается впечатление, что минская духовная и художественная культура оказалась в плену собственной древности и как бы застыла. Хотя Минская империя возобновила широкие дипломатические и экономические связи с внешним миром, они не придали китайскому обществу той жизнерадостности и открытости, которые царили при Тан. Вместо них господствовали апатия и равнодушно-настороженное отношение к любым влияниям извне. Даже первые для Китая географические путешествия — морские экспедиции Чжэн Хэ (1371-1433), одна из которых (1417-1419) достигла берегов Восточной Африки, — не вызвали заметного общекультурного резонанса. С первой трети XV в. духовная самоконсервация минского общества дополнилась политической самоизоляцией империи: в 1436 г. все иноземные послы и торговые представительства без видимых на то причин были высланы из Китая, а в 1542 г. китайский флот получил приказ оставить островные базы и передислоцироваться в материковые гавани. Вначале XVII в.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Подземный дворец императора Шэнь-цзуна   © ArtofEast.ru All rights reserved.