История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Северовэйская погребальная пластика

13.04.2012 г.

Северовэиская погребальная пластика. Первая половина V в. Окрсстности Лояна. Находки 1989 г. К числу главных художественно-тематических новаций северовэйской погребальной пластики относится разработка принципиально нового для всего китайского изобразительного искусства варианта образа духов-стражей могил: в виде хищного (львиноподобного) существа, обязательно в сидячей позе (совершенно нетипичной для китайского зооморфного стиля), голова и спина которого обычно дополнены вертикально поставленными острыми выступами, внешне напоминающими языки пламени. Указанные особенности его иконографии вновь являются очевидным заимствованием из индо-буддийского изобразительного искусства (фигуры сидящих львов).

С погребальной пластикой во многих отношениях совпадает и монументальная каменная скульптура, включающая произведения как культового, так и светского характера, которая предназначалась, судя по ее местоположению, для украшения входов в дворцовые постройки. Древнейшим северовэйским скульптурным произведением признается изваяние коня (высота 200 см, длина 225 см), сотворенное (о чем сообщается в надписи на его пьедестале) в 424 г. Еще одна серия изваяний, относящихся к V-VI в., была найдена при археологических работах (60-80-е гг. прошлого века) в окрестностях Лояна. В ней присутствуют изваяния львов (сидящих и идущих), лежащей собаки, черепахи, фигура стоящего в полный рост воина (высота 314 см). По манере исполнения и частично по набору персонажей, они явно продолжают художественную линию ханьского пластического искусства. Однако при этом бросается в глаза отсутствие изображений «химер» или подобных им зооморфно-фантазийных существ, что еще раз подтверждает приоритетное положение в северовэйском художественном творчестве именно реалистического направления зооморфного стиля.

И наконец, северовэйское погребальное искусство унаследовало и традицию стенописей. Сегодня известно всего несколько таких захоронений — к северу от Лояна (уезд Мэнцзиньсянь, 1989 г.) и в южной части провинции Шаньси (2000 г.), которые восходят к V в. Однако их вполне достаточно, чтобы иметь общее представление о состоянии местного монументального живописного искусства. Во-первых, стенописи исполнялись как по грунтовой (Мэнцзиньсянь), так и по натуральной поверхности — очередная новация северовэйского художественного творчества, восходящая, возможно, к росписям по керамическим блокам. Во-вторых, росписи тяготеют к распространению на всю поверхность стены и образуют целостные по композиции, сюжету и стилистике произведения. В-третьих, в них впервые присутствуют портреты усопших — супружеской пары, сидящей в павильоне, по бокам от которой находятся фигуры служанок и слуг. Подобный мотив обыгрывает тематику ханьских рельефов и стенописей («сцены с павильоном», процессии чиновников), но подчиняет ее уже совершенно новым композиционным схемам и художественным трактовкам. И эти картины, и картины с фигурами слуг, служанок (шаньсийская гробница) имеют отчетливый сюжетно-бытовой характер, а все входящие в них изображения (не считая эпизодических рисунков божественных существ, размещаемых над головами главных персонажей) выполнены исключительно в реалистической манере и тяготеют к портретной живописи. В качестве вспомогательных или фоновых деталей показаны деревья, предметы интерьера.

Сказанное означает, что, взяв на вооружение традицию древнекитайского живописного искусства, северовэйское художественное творчество и в данном случае подвергло ее решительным изменениям.

Итак, завоевание региона бассейна Хуанхэ и установление там более чем на два века чужеземного правящего режима отнюдь не привело, как видим, к прерыванию или деградации китайских художественных традиций, сложившихся в этом регионе в течение предшествующих исторических эпох. Почти все они были унаследованы северовэйским искусством, и не просто унаследованы, но и творчески им развиты. Одновременно в эпоху Шести династий  в очередной раз отчетливо обнаруживает себя стилистическое региональное разнообразие китайского искусства, сопровождавшееся оживлением древних художественных традиций Юга. Таковы общие выводы об особенностях творческой жизни Китая в представленную эпоху, которые мы делаем пока на материале преимущественно погребального искусства.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Северовэйская погребальная пластика   © ArtofEast.ru All rights reserved.