История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Стагнация китайской культуры

08.05.2012 г.

Общая консервативность маньчжурских правящих кругов и то давление, которое они оказывали на интеллектуально-творческую жизнь страны, не могли не привести к стагнации китайской культуры с постепенным вырождением всех составляющих ее форм и реалий. Конфуцианство, даосизм и буддизм превратились в ортодоксальные и насквозь догматические системы, нормативная образованность трансформировалась в откровенное начетничество.

Государственные экзамены приобрели характер подлинного фарса, способствуя лишь коррупции чиновников-экзаменаторов и профанации образования как такового. Духовные и культурные ценности, некогда составлявшие основы китайской цивилизации, теперь критиковались и высмеивались самой же китайской интеллигенцией. Непосредственно в сфере творческой деятельности шел необратимый процесс, тоже вызванный художественными пристрастиями маньчжур, размывания прежних китайских эстетических принципов и идеалов и выработки новых стилистических направлений, которые характеризовались приоритетным вниманием к формальному, декоративному аспекту произведения искусства. Этот процесс распространялся на все виды художественного творчества: архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

К XVIII в. лидирующие позиции в них заняло стилистическое направление, типологически сопоставимое с европейским рококо, которое отличалось вычурностью и надуманностью форм, излишней детализованностью орнаментации, насыщенностью чисто декоративными элементами и многоцветием. Одновременно оно обнаруживает и определенное сходство с модерном (или «историзмом»), с которым его роднит стремление к копированию образцов, принадлежащих различным эпохам, региональным, включая чужеземные, художественным традициям и стилистическим направлениям, допуская при этом механическое сочетание в одном изделии исходно разнородных элементов. Хотя, как показывает опыт мирового искусства, появление и распространение подобных стилистических вариантов относится к числу универсальных художественных закономерностей, в данной историко-культурной ситуации это означало предельное искажение подлинных китайских художественных традиций в том виде, в каком они сложились и достигли своего наивысшего эстетического совершенства в танскую, сунскую, а в определенной степени — и в минскую эпохи.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Стагнация китайской культуры   © ArtofEast.ru All rights reserved.