История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Станковая живопись погребальных комплексов

17.04.2012 г.

В станковой живописи лидирующие позиции заняло жанровое направление «люди и вещи» (жэньу), полностью сосредоточенное на человеке и окружающей его действительности. Тенденция к демократизации творческой деятельности сказалась даже на таких предельно консервативных видах художественного творчества, как погребальное и буддийское культовое искусство.

Общепризнано, что первая половина танской эпохи — это время наивысшего расцвета китайско-буддийского культового изобразительного искусства, которое оказывало заметное воздействие и на светское художественное творчество. Прогрессивные процессы поддерживались ростом политического авторитета буддийского учения и церкви, которые находились под покровительством верховных властей. Высокий статус буддизма дал повод некоторым исследователям говорить, что он стал доминантой духовной жизни танского общества, подчинив своему влиянию и светское искусство. Но подобные утверждения далеки от действительности. Во-первых, в отличие от христианства в средневековой Европе буддизм ни в коем случае не вытеснял собой духовных основ Танской империи. Более того, почти таким же покровительством со стороны правящего дома пользовались и конфуцианство, и даосизм. Во-вторых, анализ общей истории развития китайско-буддийского изобразительного искусства показывает, что при Тан, напротив, начинает вызревать тенденция к его секуляризации, происходит постепенное размывание иконографических канонов и сближение со светским искусством.

Для погребального художественного творчества интересующие нас изменения сказались в первую очередь на состоянии погребальной пластики и стенописей.

Наиболее масштабными и показательными с художественной точки зрения погребальными памятниками представляются императорские усыпальницы и сопутствующие им аристократические захоронения, сосредоточенные в окрестностях Чанъани. Всего насчитывается 18 императорских усыпальниц, лучше всего из которых сохранились Чжаолин — погребальный комплекс Ли Шиминя (танский Тай-цзун), расположенный в 75 км к северо-западу от современного Сианя; Цянълин (в 90 км к северо-западу от Сианя) погребальный комплекс третьего танского монарха — Гао-цзуна (650-684) и его супруги — У Цзэшянь (У-хоу, 624-705), намного пережившей мужа, на некоторое время узурпировав верховную власть; и Шуньлинь (в 40 км к северу от Сианя) — погребальный комплекс матери У Цзэтянь, посмертно обожествленной по приказу дочери-императрицы. Усыпальницы Тай-цзуна и Гао-цзуна с У Цзэтянь находятся в склонах естественных скальных массивов. Надземные части обоих погребальных ансамблей состояли из стен, окружавших собственно могильную часть, каменных ворот и множества отдельных построек.

Только в Чжаолин их насчитывалось 378, включая специальные святилища. Кроме того, как при Ранней Хань, в императорские погребальные комплексы входит внушительное число (167 только для Чжаолин) сопутствующих захоронений, 10 из которых были вскрыты на протяжении 50-70-х гг. прошлого века. Самыми примечательными из них оказались гробницы сановника Ли Шоу, умершего в 668 г., принцессы Юнтай86, принцев Идэ и Чжанхуая, которые позволяют нам установить состояние и эволюцию танского погребального искусства на протяжении второй половины VII — начала VIII в. Серия танских аристократических захоронений была обнаружена и вскрыта (70-80-е гг. XX в.) в окрестностях Лояна и в других регионах Китая. Среди них находились гробницы принца Ли Хуна — первенца У Цзэтянь, скончавшегося в 675 г., и наложницы императора Жуй-цзуна (710-712).

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Станковая живопись погребальных комплексов   © ArtofEast.ru All rights reserved.