История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Стенописи на Юге

10.04.2012 г.

Южнокитайская пластикаТакую же долговременную пассивность демонстрируют и другие виды погребального искусства. Стенописи на Юге вообще исполнялись крайне редко, что выглядит странным парадоксом на фоне стремительно набиравшей силу светской станковой живописи. Для IV-VI вв. пока найдено только одно погребение со стенописями (уезд Люхэсянь, к северу от Нанкина, 1990-1993), но и оно вызывает только недоумение. На стенах погребальной камеры нарисованы исключительно женские фигуры в полный рост, опять выполненные в откровенно примитивной и условной манере.

Южное погребальное искусство практически полностью отказалось и от каменных рельефов, некогда столь популярных в данном регионе: известны единичные их образцы, которые тоже приближаются по технике резьбы и внешнему виду к самым ранним шаньдунским рельефам. Тем не менее к V в. заметно оживилось искусство керамических рельефов, которые приобрели и новую технологию и, подобно пластике, стилистическое своеобразие. Теперь сцена не лепилась на поверхности керамического блока, а вырезалась на деревянной панели и затем по частям отпечатывалась на небольших по размеру (в пределах 20 х 40 см) необожженных кирпичах. После обжига кирпичи укладывались в нужном порядке, образуя задуманную картину.

Такая техника позволяла исполнять масштабные произведения, о чем мы можем судить по датируемому второй половиной V в. горизонтальному панно (80 х 240 см), которое было обнаружено в одном из захоронений из окрестностей Нанкина (в настоящее время оно экспонируется в Нанкинском историческом музее). Оно воспроизводит сюжетную сцену, состоящую из восьми мужских фигур, которые считаются портретами популярнейших в то время исторических личностей — членов литературно-поэтического объединения «Семеро мудрецов из бамбуковой рощи» (подробно см. глава 5), живших в III в. Панно разбивается на сегменты по числу его персонажей. Все они показаны в однотипных позах — сидя под деревьями. Но при этом каждая фигура наделена отчетливыми индивидуальными приметами, которые сказываются в ракурсе, жестах, выражении лиц, элементах одеяний и в наборе вспомогательных деталей. Одни «мудрецы» увлеченно предаются игре на музыкальных инструментах, другие ведут неторопливую беседу между собой. Кто-то наслаждается чашкой чая (или вина), кто-то погружен в размышления.

Удивительно разнообразны и деревья, несмотря на стилизованность, передающие характерные признаки различных древесных пород. И фигуры людей, и изображения деревьев отличаются прежде незнакомой китайскому искусству пластичностью. Все линии предельно изящны и утонченны, мельчайшие детали фигур тщательно проработаны. Общность художественного замысла произведения, продуманность его композиции и тонкий психологизм — в совокупности создают впечатление редкой гармонии. Панно передает настроение творческого уединения, внутренней умиротворенности и рафинированности, что точно соответствует принятым в то время литературным трактовкам образов самих «мудрецов», а также даосским духовным идеалам. Очевидно, это панно обладает всеми признаками полноценного произведения искусства, приближаясь к живописному полотну, а его внешнее изящество, элегантность и декоративность хорошо согласуются с литературно-поэтическим стилем того времени.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Стенописи на Юге   © ArtofEast.ru All rights reserved.