История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Стилистика монументальной скульптуры

04.05.2012 г.

Стилистика монументальной скульптуры тоже претерпела определенные изменения по сравнению с танской. Во-первых, уменьшились размеры изваяний. Статуи воинов имеют в высоту 3 м, самые крупногабаритные зооморфные скульптуры (изваяния верблюдов) — 1,65 м. И это сразу же упразднило присущую танской каменной скульптуре массивности и торжественность. Манера их исполнения сочетает в себе приметы танской императорской пластики и южно-китайского изобразительного искусства. Изваяния отличаются, с одной стороны, натуралистичностью и статичностью, а с другой — изощренностью орнаментального решения. Детали внешнего облика персонажей, особенно воинов, не просто тщательно проработаны, но и выполнены в легко узнаваемом стиле «фантазийного барокко» с насыщением их множеством факультативных и сугубо декоративных элементов.

Усыпальницы 13 последующих, начиная с Чэн-цзу, минских императоров, находятся в окрестностях Пекина, образуя единый, огромный по площади (около 40 км2) ансамбль, в данном случае восходя к императорским погребальным обычаям раннеханьского периода. Самым величественным его фрагментом является погребальный комплекс Чэн-цзу — Чанлин, Он открывается дорогой, проходящей через мемориальную арку, выполненную из резного белого мрамора (1540 г.), и краснокаменные ворота. Далее дорога превращается в «аллею духов», включая в себя 36 изваяний из белого мрамора: 12 — скульптуры воинов и гражданских чиновников; 24 — скульптур животных, среди которых вновь присутствуют изображения как реальных представителей животного мира (львы, слоны, лошади, верблюды), так и фантастических существ.

Аллея духов

С художественной точки зрения, эти скульптуры демонстрируют собой новую стадию эволюции стилистики минского изобразительного искусства, которая была отмечена усилением влияния южно-китайского «барокко» и возрастанием декоративного аспекта, что находилось в русле общих для художественного творчества того времени тенденций. Габариты статуй еще уменьшились с доведением их до размера, приблизительно равного натуральному росту людей и животных. Позы приобрели естественность, силуэтные линии — плавность и грациозность. Обилие тонко вырезанных и мелко проработанных деталей придает скульптурам в сочетании с белизной мрамора оттенок парадной изысканности, возможно, не совсем уместный для произведений погребального искусства. Однако и в данном случае следует вспомнить о нарядности и красочности той же танской погребальной пластики или о декоративности стенописей и рельефов, составлявших художественное убранство сунских и цзиньских гробниц.

Дорога завершается еще одними воротами, открывающими проход к могильному кургану, окружностью в 1 км, представляющему собой высокий поросший деревьями холм: еще одно возвращение к дотанской погребальной обрядности. Перед ним возвышается ритуальное строение — «Палаты Божественного благоволения» (Линчэньдянь), — воздвигнутое на величественном трехъярусном пьедестале, также выполненном из белого мрамора. Внутри строения находится одно-единственное помещение с несколькими рядами колонн, высотой более 10 м, сделанными из цельных древесных стволов (южных кедров). Но не надо думать, что оно являет собой уникальный образец минского зодчества. Наоборот, это типичная, по его конструктивным и художественным особенностям, постройка, совпадающая со многими другими архитектурно-инженерными памятниками, в том числе входящими в ансамбль императорской резиденции.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Стилистика монументальной скульптуры   © ArtofEast.ru All rights reserved.