История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Тангуты и Тангутское царство

29.04.2012 г.

ТангутыТангуты полагаются потомками сяньбийцев. Возможно, они имели общие этнические корни с тибетцами. Их общность начала складываться в горной местности на стыке провинций Ганьсу и Сычуань. Изначально ведшие кочевое хозяйство тангуты, перейдя к оседлому образу жизни, продолжали заниматься отгонным скотоводством, разводя лошадей, овец, ослов и яков. Китайские авторы, говоря об этой народности, неизменно отмечают ее воинственность и суровость обычаев. Признав еще при Тан свою вассальную зависимость от Китайской империи, тангуты на первых порах подтвердили было ее и сунским властям. Но убедившись в слабости нового правящего режима, тангутские вожди провозгласили национальную независимость, создание собственного государства и вступили в открытое военное противостояние с Сун. На всем протяжении второй половины XI в. шли тяжелые китайско-тангутские войны (1040-1044,1069-1072,1096-1099), перемежавшиеся зыбкими мирными договорами, для продления которых китайские власти одаривали тангутскую элиту деньгами и предметами роскоши, шелками, фарфоровой посудой, деликатесами.

Тангутское царство было полностью уничтожено в ходе монгольского нашествия на Дальний Восток, и его культурно-художественное наследие сохранилось в крайне фрагментарном виде. Но и по сохранившимся его осколкам: письменным памятникам, произведениям декоративно-прикладного и изобразительного искусства (стенописи) — очевидно, что тангутская этническая общность располагала собственной письменностью и книжной культурой, а также развитыми художественными традициями, в которых национальное творчество тесно переплелось с китайскими заимствованиями.

В начале XII в. геополитическая ситуация на Дальнем Востоке резко изменилась в связи с появлением нового  действующего лица — народности, именуемой чжурчжэни. Предки будущих тунгусо-маньчжурских народностей, чжурчжэни происходили от небольшой этнической общности, первоначально обитавшей в долине реки Уссури. Возможно также, что они состояли в отдаленном родстве с киданями. Попав в орбиту притяжения китайской цивилизации, чжурчжэни стремительно прошли путь от племенной консолидации к построению государственности и в 1115 г. провозгласили собственное и, надо сказать, весьма сильное в военном отношении царство, объявив его «империей Цзинь» — «Золотая». Менее чем за два десятилетия чжурчжэни подчинили своему военно-политическому влиянию тангутское и киданьское царства, после чего начали вторжение в Китай.

 Образец тангутской письменности

В 1127 г. чжурчжэньской армией была взята столица Сун, затем последовала стремительная оккупация всего региона бассейна Хуанхэ и прилегающих к нему северо-восточных, северных и северо-западных районов. Как и в эпоху Шести династий, собственно китайская государственность уцелела только на Юге, куда бежали большинство представителей властных структур во главе с членами августейшей фамилии. Так как династия не сменилась, за ней и за всей исторической эпохой сохранилось прежнее название — Сун, к которому принято добавлять определение «Южная». Соответственно предшествующая эпоха именуется «Северная Сун». Столицей Южносунской империи стал город на месте современного Ханчжоу, находившийся на значительно большем, чем Нанкин, удалении от Янцзы (в пров. Чжэцзян) и, следовательно, в большей безопасности, и признанный одним из богатейших в то время торговых и ремесленных центров.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Тангуты и Тангутское царство   © ArtofEast.ru All rights reserved.